Мониторинг изменений за период 19.06.23 - 25.06.23


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 19.06.2023 - 25.06.2023 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2023 - 2026 годы

Признается утратившим силу Приказ Минфина России от 25 марта 2021 г. N 48н, которым утверждена аналогичная программа на 2021 - 2024 годы.
(Приказ Минфина России от 25.04.2023 N 54н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2023 - 2026 гг.", зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2023 N 73915)
Источник: КонсультантПлюс, 21.06.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208698125.html

Обновлена форма налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, сахаросодержащие напитки, а также на виноград

Приводится порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме.
Признается утратившим силу Приказ ФНС России от 27.08.2020 N ЕД-7-3/610@, которым утверждена аналогичная форма.
Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования. Налоговая декларация представляется за налоговый период, следующий за месяцем вступления в силу настоящего приказа.
(Приказ ФНС России от 19.04.2023 N ЕД-7-3/262@ "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, сахаросодержащие напитки, а также на виноград в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2023 N 73925)
Источник: КонсультантПлюс, 21.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80754.html

Расширен перечень офшорных зон

С 1 июля 2023 года вступит в силу новый перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).
Перечень, действующий с 2018 года, включает 40 офшорных зон. С 1 июля 2023 года количество таких юрисдикций возрастет до 91.
В обновленный перечень включены, в частности, страны Евросоюза, Великобритания, Япония, США.
(Приказ Минфина России от 05.06.2023 N 86н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)", зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2023 N 73846)
Источник: КонсультантПлюс, 16.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80706.html

СТАТИСТИКА

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения N 4-НТ (перечень) "Сведения об использовании интеллектуальной собственности"

Также приказом утверждены обновленные указания по ее заполнению.
Первичные статистические данные по форме предоставляются в соответствии с указаниями по ее заполнению, по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланке формы.
Первичные статистические данные по форме предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности, использующие объекты интеллектуальной собственности.
Признан утратившим силу Приказ Росстата от 14 июля 2020 г. N 382, которым устанавливались ранее действовавшая форма и указания по ее заполнению.
(Приказ Росстата от 08.06.2023 N 271 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по интеллектуальной собственности федерального статистического наблюдения за использованием интеллектуальной собственности")
Источник: КонсультантПлюс, 19.06.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208692958.html

В новой редакции изложена форма федерального статистического наблюдения N 2-Т (трудоустройство) "Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения"

Приведены указания по ее заполнению.
(Приказ Росстата от 19.05.2023 N 235 "О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения N 2-Т (трудоустройство) "Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения", являющуюся приложением N 1 к Приказу Росстата от 1 марта 2022 г. N 98")
Источник: КонсультантПлюс, 23.06.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208698238.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Госдума вносит изменения в международном налогообложении для РФ

Госдума приняла законопроект, разработанный правительством, на первом чтении. Этот законопроект направлен на внесение изменений в международное налогообложение и налогообложение имущества, в рамках реализации основных принципов налоговой политики Российской Федерации.
В предлагаемом законопроекте закрепляются нормы, направленные на улучшение мер противодействия злоупотреблению налоговыми льготами. Он также ограничивает использование соглашений об избежании двойного налогообложения в качестве средства для минимизации или уклонения от уплаты налогов. В законопроекте также предусмотрены механизмы борьбы с размыванием налоговой базы путем злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства иностранными организациями на территории России.
Одно из изменений направлено на противодействие разделению единого бизнес-процесса на отдельные операции в целях оспаривания признания своей деятельности как приводящей к образованию постоянного представительства на основании того, что каждая отдельная операция может быть подготовительной или вспомогательной. Законопроект также устанавливает, что деятельность иностранной организации, оказывающей услуги через физических лиц на территории России более 183 дней, будет признана деятельностью, приводящей к образованию постоянного представительства, что обязывает иностранную организацию уплачивать налоги в соответствии с российским законодательством.
Законопроект также улучшает порядок налогообложения доходов иностранных организаций-пайщиков от погашения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, исключая категории рентных фондов и фондов недвижимости, а также других фондов, активы которых состоят из недвижимого имущества. Эти изменения направлены на согласование положений Налогового кодекса России с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с другими странами.
Источник: Российский налоговый портал, 21.06.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-465134-gosduma_vnosit_izmeneniya_v_mejdunarodnom_nalogooblojenii_dlya_rf

Совфед одобрил закон о праве на НДС в 0% для ремонта судов по инвестсоглашению

Совет одобрил закон, ранее принятый Госдумой, который устанавливает ставку налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 0% для судоремонтных предприятий при осуществлении ими работ и услуг по ремонту морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного плавания (река-море) и судов рыбопромыслового флота после заключения инвестиционного соглашения.
Этот законопроект был ранее принят Госдумой во втором и третьем чтениях. Документ вступит в силу с 1 июля 2023 года.
Источник: Российский налоговый портал, 22.06.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-465173-sovfed_odobril_zakon_o_prave_na_nds_v_0_dlya_remonta_sudov_po_investsoglasheniyu

НДС на услуги застройщика при возведении апартаментов принят в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект с большим блоком поправок в Налоговый кодекс (369931-8), направленных на реализацию основных направлений налоговой политики.
Сейчас НДС не облагаются услуги застройщика по договору участия в долевом строительстве, кроме строительства объектов производственного назначения, к которым относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). Сейчас не оговаривается, что освобождение от НДС касается услуг при возведении только жилых домов, помещений.
Согласно законопроекту, НДС не будет в отношении услуг застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве, согласно которому объектами являются жилые дома, жилые помещения, а также нежилые помещения (в том числе гаражи и машино-места), входящие в состав многоквартирных домов.
При этом исключение составят услуги застройщика при строительстве помещений, предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию).
В отношении строительства жилья, а также машино-мест и помещений общего пользования в МКД ничего не изменится. Но зато появится НДС при оказании услуг застройщика в отношении апартаментов - то есть, нежилых помещений.
Источник: Audit-it.ru, 22.06.2023, https://www.audit-it.ru/news/finance/1081036.html

Совет Федерации одобрил законы о свободной экономической зоне в новых субъектах РФ

Закон о создании свободных экономических зон (СЭЗ) на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, которые стали частью России в сентябре 2022 года, были одобрены Советом Федерации.
Участники СЭЗ смогут воспользоваться следующими льготами: сниженные страховые взносы в размере 7,6%; отсутствие налога на прибыль от реализации инвестпроекта; освобождение от уплаты налога на имущество организаций с момента его учета. Льготы будут действовать в течение десяти лет. Кроме того, на участки, расположенные в пределах СЭЗ, не будет начисляться налог на собственность в течение трех лет после оформления права собственности.
Правительство предлагало начать функционирование СЭЗ с 1 января 2024 года. Председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин предложил перенести эту дату на более ранний срок — с момента вступления законопроектов в силу. Согласно текстам законопроектов, это произойдет в день их публикации.
Источник: Российский налоговый портал, 23.06.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-465182-sovet_federatsii_odobril_zakonyi_o_svobodnoy_ekonomicheskoy_zone_v_novyih_subyektah_rf

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Расходы вписали не в тот раздел декларации - нельзя отказать в их учете, решил ВС

Амортизацию инфраструктурных объектов, служащих производственной деятельности, указали как убытки от использования ОПХ. Налоговики требовали обоснования, необходимые для учета убытков ОПХ, хотя реально не было причин отказать в учете амортизации, считает ВС.
Производственная компания имеет непрофильные активы - гостиницу, баню, столовую, жилье и так далее. То есть, объекты обслуживающих производств или хозяйств (ОПХ). В 2020 году фирма подала уточнёнки по налогу на прибыль за 2017 и 2018 годы, где появились убытки, ранее не заявленные, в размере по 65 млн рублей в каждой. Эти убытки относились как раз к этим объектам ОПХ.
По результатам камеральных проверок налоговики не согласились с возможностью учесть эти убытки в полном объёме. Официальный предлог - отсутствие сопоставимых сведений об эксплуатации аналогичных объектов другими - специализированными - организациями, для которых соответствующая деятельность является основной. При этом в организации считали, что условия это выполнили.
В чём же коллизия? Как оказалось, эти объекты сдавались в аренду "сестринскому" ООО. Так что, ни расходов по профилю этих объектов, ни соответствующих доходов от оказания услуг налогоплательщик не имел. Тот факт, что всё это было у "параллельной" фирмы, никак не может помочь организации учесть убытки, связанные с арендой.
Суды трёх инстанций, включая окружной суд, согласились в этом вопросе с налоговиками. Суды отметили, что второе ООО не является обособленным подразделением истца. Соответственно, всё, что относится к деятельности "параллельной" фирмы, никак не касается налоговых обязательств истца. Доходы истца от аренды и соответствующие им расходы учитываются в общеустановленном порядке: весь убыток от деятельности ОПХ нельзя учесть для целей налогообложения в текущем налоговом периоде, этот убыток можно перенести на срок до 10 лет и направить на погашение только прибыли, полученной от данных видов деятельности. Не согласившись с мнением большинства, организация всё-таки пошла дальше и обратилась в ВС.
ВС принял во внимание, что организация реализовала инвестиционный проект по строительству комбината для добычи, переработки и производства калийных удобрений. Также строился ряд объектов коммунального, социально-культурного назначения и транспортной инфраструктуры. В том числе, названные объекты ОПХ возводились также в рамках этого же инвестпроекта. Спорный убыток сложился в связи с учётом амортизации этих объектов, и, причём, это далеко не все инфраструктурные объекты, находящиеся на балансе организации.
ВС рассказал, для чего существуют особые условия учёта убытков для объектов ОПХ, которые реально используются по назначению. Ведь расходы, связанные с их эксплуатацией, как правило, не отвечают критериям экономической оправданности. Это затраты на удовлетворение социальных, бытовых и культурных нужд граждан - работников и жителей населённых пунктов - за счёт выделенного налогоплательщиком финансирования. Возможность полного учёта убытков от деятельности таких объектов нацелена на предоставление налоговых преференций налогоплательщикам, проявляющим социальную ответственность, то есть финансирующим содержание объектов социального назначения, и таким образом принимающим на себя обязанность по обеспечению жизнедеятельности граждан.
Но эти правила не могут распространяться на подразделения, функционирующие в целях удовлетворения потребностей самого налогоплательщика как хозяйствующего субъекта - для обеспечения производственного процесса, а также для извлечения прибыли, в частности, при сдаче имущества в аренду, указал ВС.
Что касается конкретно истца, то доходы от использования спорных объектов у него были, вопреки утверждениям налогового органа (в данном случае - от аренды). Эти доходы признаны, при этом налогоплательщик исходил из наличия права уменьшить доходную часть на сумму амортизации. А для этого не требуется обоснований, которые хотел видеть налоговый орган, в виде информации о расходах и доходах организаций, для которых эта деятельность профильная. При этом других причин для непризнания амортизации в расходах не содержит ни решение налогового органа, ни судебные акты.
Также организация считала, что попытка учесть амортизацию по жилым объектам является обоснованной - расходы соответствуют критерию экономической оправданности. Ведь жильё бесплатно предоставлялось сотрудникам организации, а также работникам подрядных фирм, занимающихся строительством, таким образом, обеспечивалась реализация инвестиционного проекта. То есть, эти расходы имеют производственную направленность. Получилось же так, что налогоплательщик якобы не вправе учесть экономически обоснованные расходы, понесённые в рамках деятельности, направленной на получение дохода.
Истец ошибочно отразил спорные расходы в том разделе налоговой декларации, который относится к определению налоговой базы по ОПХ. Но сама по себе такая ошибка не может служить основанием для полного исключения расходов. Так что ВС направил дело на новое рассмотрение с тем, чтобы суды взглянули на проблему под другим углом - с учетом квалификации, которую спорным отношениям придал ВС.
(Определение 306-ЭС22-28213 по делу А12-27717/2021)
Источник: Audit-it.ru, 20.06.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1079818.html

Суд в три раза снизил штраф за несвоевременную сдачу отчетности

Если отчетность не была отправлена в срок из-за технического сбоя, штраф может быть снижен. Пример тому — новое постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
Организация в установленный срок (20.01.2022) отправила электронную отчетность по форме 4-ФСС. Из-за технического сбоя отчет фактически не выгрузился в базу фонда. Страхователь сдал его заново только спустя три месяца (19.04.2022).
За несвоевременную сдачу отчетности страхователь был оштрафован на основании пункта 1 статьи 26.30 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.
Суд признал вину страхователя. Вместе с тем снизил размер штрафа, указав на следующие смягчающие обстоятельства:
- первоначально отчетность отправлена своевременно, но не была доставлена из-за технического сбоя;
- правонарушение совершено впервые, ранее заявитель к ответственности не привлекался;
- отсутствуют умысел и негативные последствия для бюджета;
- задолженность по уплате страховых взносов также отсутствует;
- страхователь признал факт совершения правонарушения и сослался на тяжелое материальное положение.
С учетом принципа соразмерности и справедливости наказания суд снизил штраф в три раза.
(Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.23 № А19-19571/2022)
Источник: Бухонлайн, 21.06.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/6/20054_sud-snizil-shtraf-za-nesvoevremennuyu-sdachu-otchetnosti-po-prichine-texnicheskogo-sboya

Суд разъяснил, облагается ли премия за добровольную вакцинацию страховыми взносами

Арбитражный суд Московского округа подтвердил, что разовая премия, выплаченная на основании приказа по организации за добровольную вакцинацию, не подлежит обложению страховыми взносами.
В споре рассматривалось следующее. Организация выплачивала своим сотрудникам премию за добровольную вакцинацию от коронавируса на основании локального акта (приказа). Суммы этих выплат не учитывались при начислении страховых взносов на случай травматизма.
Контролеры утверждали, что премии должны были подлежать обложению взносами. Их аргументация основывалась на том, что трудовые отношения регулируются различными законодательными актами, и премия, несмотря на своё установление приказом организации (а не трудовым договором), является частью оплаты труда. Кроме того, премия за вакцинацию не упоминается в перечне выплат, освобождаемых от взносов, указанном в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.
Однако судебные инстанции поддержали организацию, указав на следующее. Присутствие трудовых отношений между работодателем и работниками само по себе не означает, что все выплаты, которые получают сотрудники, являются оплатой труда. Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ, оплатой труда являются регулярные выплаты, которые представляют собой вознаграждение за выполнение трудовой функции и направлены на стимулирование труда работника.
Разовая выплата за добровольную вакцинацию не является оплатой труда, а имеет социальную направленность. Суд пришёл к выводу, что данная спорная выплата является материальной помощью, направленной на стимулирование работников к добровольной вакцинации.
(Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.06.23 № А40-189873/2022)
Источник: Российский налоговый портал, 23.06.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-465192-sud_razyyasnil_oblagaetsya_li_premiya_za_dobrovolnuyu_vaktsinatsiyu_strahovyimi_vznosami

Переход в другой филиал через увольнение - не повод взыскать с работника деньги за обучение

Гражданин Л. обучался за счёт организации (РЖД) при условии, что отработает по полученной специальности в определённом филиале не менее 5 лет. За высшее образование своего будущего сотрудника РЖД заплатила 376 тысяч рублей. На работу гражданин был принят в августе 2015 года, в июле 2018-го был переведен в другое подразделение того же филиала, а ещё через полгода уволился.
Организация посчитала, что Л. должен доплатить за обучение в пропорции к неотработанному времени 124 тысячи рублей. Гражданин эту претензию признал и начал оплачивать компании по 1 тысяче рублей в месяц. Когда осталось 114 тысяч, гражданин решил больше не платить, и организация подала в суд с требованием взыскать эти деньги с Л.
Суд первой инстанции согласился с этими требованиями, но в апелляции решение было отменено. Потому что, как выяснилось, Л. не просто уволился в "никуда". Он устроился на работу в другой филиал РЖД.
Но представителей компании эта мысль не грела - они утверждали, что работник с соответствующим образованием требовался именно в том конкретном филиале, куда изначально устраивался, и средства на обучение были предусмотренный в бюджете именно того филиала.
По условиям договора перевод в другое структурное подразделение допускался только по инициативе самой организации. Если бы был согласован именно перевод, то с работником заключили бы допсоглашение об отработке в другом подразделении, и оно перечислило бы остаток средств за обучение первому филиалу. Увольнение же и последующий найм помешали этому процессу, считали представители РЖД.
Но суды решили, что как первым, так и вторым работодателем является одна и та же организация - РЖД - независимо от того, в каком из филиалов трудится работник. Сам по себе факт увольнения и временного прекращение трудовых отношений с РЖД не может являться основанием для взыскания затрат на обучение. Ущерб организации не причинён
(Определение 8 КСОЮ от 18 мая 2023 года N 88-10385/2023).
Источник: Audit-it.ru, 20.06.2023, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1080895.html

Восьмой КСОЮ: срок для применения взыскания за длящийся прогул исчисляется с последнего дня проступка

Непростой случай увольнения за длительный прогул стал предметом рассмотрения в Восьмом КСОЮ. Благодаря терпению и грамотным действиям работодателя для него все закончилось хорошо.
В 2016 году работодатель хотел сократить сотрудницу, о чем направил ей уведомление. Чуть позже работница предоставила справку о беременности и письмо о недопустимости расторжения с ней трудового договора по инициативе работодателя. Еще позже работодатель отменил приказ об изменении штатного расписания, сообщил работнице, что мероприятия по сокращению ее должности проводиться не будут. Сотрудница ушла в отпуск по беременности и родам, затем в отпуск по уходу за ребенком.
В марте 2020 г. она обратилась к работодателю с заявлением о прерывании отпуска по уходу за ребенком, но при этом на основании уведомления 2016 года о сокращении просила осуществить выплату всех пособий и компенсаций. Работодатель в ответ на это заявление письменно сообщил, что приказ о расторжении трудового договора в связи с сокращением не был издан, трудовой договор не расторгнут, также разъяснил сотруднице право на расторжение трудового договора по соглашению сторон либо по инициативе работника.
На основании заявления работницы о прерывании отпуска работодателем был издан приказ о том, что работница считается приступившей к работе, однако на работу она не явилась. Тогда работодатель направил ей несколько писем с предложением предоставить другое заявление с указанием даты выхода на работу и терпеливо ждал ответа. В июне 2020 г. работодатель письменно сообщил о том, что отпуск по уходу за ребенком заканчивается, с 20.07.2020 она обязана приступить к ранее выполняемой работе. Сотрудница сообщение получила, но ответ не дала. На работу снова не вышла и обратилась в суд с иском о признании незаконными действий работодателя по нерасторжению трудового договора в связи с сокращением численности (штата) работников, требовала взыскать с работодателя, в частности, выходное пособие, неполученный заработок за период с 21.07.2020 до дня фактической выдачи трудовой книжки. Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, поскольку совершенно очевидно, что работодатель вправе отменить сокращение.
Работодатель продолжал ждать сотрудницу на работе. Неоднократно он направлял ей письма с просьбой сообщить о причинах невыхода на работу. Письма возвращались из-за истечения срока хранения. Наконец в декабре 2021 г. письмо было получено гражданкой, объяснения не даны, о чем составлен соответствующий акт. В январе 2022 г. работодатель издал приказ об увольнении за прогул с 20.07.2020.
Тогда гражданка снова обратилась в суд с требованием признать приказ об увольнении за прогул незаконным. Она указывала на пропуск срока привлечения к дисциплинарной ответственности, установленного частью третьей ст. 193 ТК РФ, а также на то, что в день увольнения она находилась на больничном, а увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности не допускается. Суд первой инстанции удовлетворил ее требования, считая, что работодателем пропущен месячный срок привлечения к дисциплинарной ответственности, который подлежит исчислению с 20.07.2020, а кроме того, приказ об увольнении вынесен в период временной нетрудоспособности сотрудницы.
Во-первых, месячный срок для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, ответчиком не нарушен: прогул являлся длительным (с 20.07.2020 по день увольнения 10.01.2022), привлечение работника к ответственности возможно в течение одного месяца с последнего дня прогула.
Во-вторых, вывод суда о незаконности увольнения в период временной нетрудоспособности в данном случае является необоснованным. Приказ об увольнении был издан утром 10.01.2022, гражданка получила денежные выплаты, связанные с увольнением в 10 часов. Из акта об отказе от получения трудовой книжки следует, что 10.01.2022 в 14:23 она уведомлена о наличии приказа об увольнении, ей предложено забрать у работодателя трудовую книжку. Кроме того, 10.01.2022 суд рассматривал дело по ее другому иску к этому же работодателю. В ходе судебного заседания представители работодателя обратились к суду с просьбой об оказании содействия во вручении гражданке копии приказа об увольнении, однако она заявила об отказе принимать приказ, судебное заседание было закрыто в 15 часов. После этого гражданка обратилась в лечебное учреждение и открыла листок нетрудоспособности. Апелляционный и кассационный суды расценили действия работницы по обращению в лечебное учреждение и открытие листка нетрудоспособности как злоупотребление правом, в удовлетворении требований о признании увольнения за прогул отказали.
Позиция о том, что срок для применения к работнику дисциплинарного взыскания за длящийся прогул исчисляется с момента окончания прогула весьма распространена в судебной практике (см., например, определения Первого КСОЮ от 6 июля 2021 г. № 8Г-14009/2021, Краснодарского краевого суда от 13 октября 2022 г. № 33-25651/2022). Мнение о том, что при длительном прогуле месячный срок со дня обнаружения проступка исчисляется не с первого дня прогула, а с последнего, высказывал и Минтруд (см. письмо от 12 февраля 2021 г. № 14-2/ООГ-1238).
(Определение Восьмого КСОЮ от 4 мая 2023 г. № 8Г-8015/2023)
Источник: ГАРАНТ, 20.06.2023, https://www.garant.ru/news/1630891/

ФНС подготовлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за первый квартал 2023 года

В обзоре представлены решения судов по вопросам, касающимся, в частности: патентной системы налогообложения, необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость, применения упрощенной системы налогообложения, налогообложения доходов иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории РФ, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц и прочего.
(Письмо ФНС России от 31.05.2023 N БВ-4-7/6781 "О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2023 года по вопросам налогообложения")
Источник: КонсультантПлюс, 22.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80768.html

ПРОЧЕЕ

Может ли ИП применять для бизнес‑целей электронную подпись "обычного" физлица: позиция ФНС

Для ведения предпринимательской деятельности ИП должен использовать квалифицированную электронную подпись, выданную ему как индивидуальному предпринимателю. Использовать для этих целей КЭП "обычного" физлица нельзя. Такой вывод следует из недавнего письма ФНС.
Авторы письма ссылаются на положения Федерального закона от 06.04.11 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее — Закон № 63-ФЗ). В нем установлено следующее.
Физическое лицо, не имеющее полномочий действовать от имени других физлиц или юридических лиц, применяет квалифицированную электронную подпись физлица, владельцем которой оно является (ст. 17.1 Закона № 63-ФЗ).
В правоотношениях индивидуальных предпринимателей применяется квалифицированная электронная подпись ИП. Речь идет о подписи, в сертификате на которую в качестве его владельца указано физическое лицо, являющееся предпринимателем (ст. 17.3 Закона № 63-ФЗ).
Таким образом, в обычных правоотношениях, не связанных с предпринимательской деятельностью, применяется КЭП "обычного" физлица. Для бизнес-целей, например подписания налоговой отчетности, нужна квалифицированная подпись индивидуального предпринимателя.
(Письмо ФНС России от 15.06.23 № ЕА-3-26/7867@)
Источник: Бухонлайн, 22.06.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/6/20061_mozhet-li-ip-primenyat-dlya-biznes-celej-elektronnuyu-podpis-obychnogo-fizlica-poziciya-fns

ФНС направляет для использования в работе контрольные соотношения показателей налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов ЕАЭС

Приводятся контрольные соотношения показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности.
(Письмо ФНС России от 09.06.2023 N СД-4-3/7375@ "О направлении контрольных соотношений")
Источник: КонсультантПлюс, 20.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80730.html

ФНС разрешила платить налоги по старым реквизитам - по ИНН они зачтутся на ЕНС

ФНС сообщила, что в случае указания в платежном документе старых реквизитов и корректного ИНН плательщика Федеральное казначейство учтет деньги как единый налоговый платеж конкретного плательщика, и они будут зачислены на его ЕНС.
Также служба напомнила, что в этом году вместо уведомления об исчисленных суммах можно оформлять платежку со статусом плательщика 02 и реквизитами конкретного налога. Такая платежка приравнивается к названному уведомлению, а деньги все равно изначально поступают на ЕНС. Так можно делать до тех пор, пока не подано хотя бы одно "настоящее" уведомление об исчисленных суммах. Реквизиты будут уже не такими, как в прошлом году. Действующие КБК по налогам можно найти в письме ФНС или на промостранице.
Если налог уплачен таким способом, а затем должна была быть подана декларация или налоговый расчет, но поданы они не были, то образуется переплата, которая возвращается на ЕНС.
Также ФНС привела банковские реквизиты получателя для уплаты налогов с учетом самых последних изменений.
(Письмо ФНС России от 2 июня 2023 года N ЗГ-3-8/7361).
Источник: Audit-it.ru, 21.06.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1080950.html

ФНС напоминает, что с 13.08.2023 применяется обновленная форма налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров с территории государств - членов ЕАЭС

Изменения были внесены Приказом ФНС России от 12.04.2023 N ЕД-7-3/238@ (далее - Приказ).
Декларация по обновленной форме будет представляться налогоплательщиками - импортерами товаров из стран ЕАЭС по сроку не позднее 20.09.2023.
Для резидентов СЭЗ форма декларации по косвенным налогам дополнена новым разделом 1.1 (приложение N 2 к Приказу) в отношении товаров, импортированных ими на территорию российской СЭЗ с территории ЕАЭС. Строка 060 предусмотрена для товаров, реализованных с НДС в течение 180 календарных дней, строка 070 - для товаров, не реализованных в тот же срок и (или) реализованных без НДС. Порядок заполнения декларации в части изменений отражен в приложении N 3 к Приказу.
Также раздел 1 декларации по косвенным налогам дополнен строкой 050 в отношении товаров, импортированных резидентом СЭЗ.
Одновременно актуализирован перечень кодов видов подакцизных товаров (приложение N 4 к Приказу), используемых при заполнении разделов 2 и 3 декларации.
Бланк налоговой декларации по косвенным налогам размещен на сайте ФНС России.
(Информация ФНС России "Обновилась форма декларации по косвенным налогам и порядок ее заполнения")
Источник: КонсультантПлюс, 19.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80720.html

Даны разъяснения по вопросу отражения в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, суммы налога (авансового платежа по налогу) при смене места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя)

Сообщается, в частности, что при изменении в течение календарного года организацией или индивидуальным предпринимателем места нахождения (места жительства) на территориях субъектов РФ, которыми установлены разные налоговые ставки по налогу, подлежащему уплате в связи с применением УСН, сумму налога следует исчислять исходя из налоговой ставки, которая действовала в субъекте РФ на последний день налогового периода, за который подается в налоговый орган налоговая декларация по налогу. При исчислении налога за налоговый период учитываются ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу.
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в вышеуказанном случае подается в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика. В налоговой декларации отражается код ОКТМО территории того субъекта РФ, в котором налогоплательщик состоял на налоговом учете на последний день налогового периода. Сумма налога к уменьшению в налоговой декларации отражается также по указанному коду ОКТМО.
(Письмо ФНС России от 09.06.2023 N СД-4-3/7372@ "О направлении письма Минфина России от 23.05.2023 N 03-11-09/46940")
Источник: КонсультантПлюс, 23.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80773.html

Минфин напомнил, может ли повторно зарегистрированный ИП применять нулевую ставку по УСН

Специалисты Минфина в своем недавнем письме разъяснили порядок применения предпринимателями нулевой ставки по УСН. В частности, в министерстве напомнили, что данной льготой могут воспользоваться и повторно зарегистрированные ИП.
Как известно, субъекты РФ вправе вводить нулевую ставку налога для предпринимателей на УСН. "Налоговые каникулы" действуют при соблюдении следующих условий (п. 4 ст. 346.20 НК РФ):
- нулевая ставка налога установлена законом субъекта РФ, а сам ИП впервые зарегистрирован после вступления этого закона в силу;
- ИП осуществляет деятельность в производственной, социальной, научной сферах, оказывает бытовые услуги населению или услуги по предоставлению мест для временного проживания.
Нулевую ставку можно применять со дня государственной регистрации ИП непрерывно не более двух налоговых периодов.
В Минфине отмечают, что нулевой ставкой вправе воспользоваться в том числе и те ИП, которые прекратили деятельность и снялись с учета, а потом, после принятия соответствующего регионального закона, получили данный статус повторно. Авторы комментируемого письма ссылаются на обзор судебной практики, выпущенный Верховным судом 4 июля 2018 года. В нем судьи разъяснили, что "налоговые каникулы" распространяются и на тех физлиц, которые ранее прекратили предпринимательскую деятельность, но впервые решили возобновить ее после начала действия регионального закона, устанавливающего нулевую ставку налога по УСН
(Письмо Минфина России от 15.05.23 № 03-11-11/43802)
Источник: Бухонлайн, 21.06.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/6/20058_minfin-napomnil-mozhet-li-povtorno-zaregistrirovannyj-ip-primenyat-nulevuyu-stavku-po-usn

"Упрощенщик" выделил НДС в первичке, но счет‑фактуру не выставил: должен ли он заплатить налог?

Подрядчик на УСН оформил первичные документы по формам КС-2 и КС-3 с выделенной в них суммой НДС, но счет-фактуру не выставил. Обязан ли он заплатить НДС на основании такой "первички"? Нет, не обязан, ответила ФНС в своем недавнем письме.
Обоснование такое. Как известно, налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры (п. 3 ст. 169 НК РФ). По общему правилу, организации и предприниматели на УСН плательщиками НДС не являются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). В связи с этим при реализации товаров (работ, услуг) они не направляют покупателям счета-фактуры. Если же плательщик УСН все же выставит счета-фактуру с выделенной суммой НДС, то ему придется перечислять в бюджет соответствующую суммы налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).
Следовательно, "упрощенщик" обязан заплатить НДС в бюджет только в том случае, если он выставил счет-фактуры с выделенным налогом. Если он этого не делал, то платить налог не нужно, даже если сумма НДС указана в первичных документах по формам КС-2 и КС-3.
(Письмо ФНС России от 26.05.23 № СД-4-3/6648)
Источник: Бухонлайн, 21.06.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/6/20057_uproshhenshhik-vydelil-nds-v-pervichke-no-schet-fakturu-ne-vystavlyal-dolzhen-li-on-zaplatit-nalog

ФНС сообщает о применении повышающих коэффициентов к ставке земельного налога в случае раздела земельного участка

Пунктом 15 статьи 396 НК РФ установлены основания и порядок применения повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением ИЖС, осуществляемого физлицами), с учетом длительности периода, прошедшего до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а первоначальный земельный участок прекращает свое существование.
Сообщается, что применение к образованным в результате раздела земельным участкам повышающих коэффициентов начиная с даты регистрации прав на исходный земельный участок НК РФ не предусмотрено.
(Письмо ФНС России от 15.06.2023 N ПА-4-21/7528@ "Об основаниях применения коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении вновь образованных земельных участков")
Источник: КонсультантПлюс, 17.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80718.html

Даны разъяснения по вопросу представления в налоговые органы персонифицированных сведений о руководителях некоммерческих организаций, которые осуществляют свои функции безвозмездно

Сообщается, в частности, что в случае если между руководителями НКО и самими НКО не заключены трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на оказание управленческих услуг и такие руководители на основании решения высшего органа управления НКО выполняют свои функции безвозмездно, то, учитывая позицию Минтруда России, изложенную в письме от 18.05.2023 N 26-2/10/В-7510, о том, что такие руководители не могут быть отнесены к кругу застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, персонифицированные сведения об указанных лицах в налоговые органы не представляются.
(Письмо ФНС России от 20.06.2023 N БС-4-11/7761@ "О представлении в налоговые органы персонифицированных сведений о руководителях некоммерческих организаций (НКО), не получающих выплат, в случае если между руководителями НКО и самими НКО не заключены трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на оказание управленческих услуг и такие руководители на основании решения высшего органа управления НКО выполняют свои функции безвозмездно")
Источник: КонсультантПлюс, 23.06.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208698232.html