Мониторинг изменений за период 05.10.09 - 09.10.09



Бухгалтерский учет и налогообложение

Изменен норматив зачисления в федеральный бюджет доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеродного сырья (за исключением газа горючего природного).

Федеральным законом от 22 сентября 2009 г. N 218-ФЗ был изменен норматив зачисления в федеральный бюджет доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного). Новый норматив составляет 100% вместо 95% (ранее 5% этих доходов направлялись в региональные бюджеты).

Первоначально предполагалось, что указанные изменения вступят в силу со дня официального опубликования закона, а именно - с 24 сентября 2009 г.

Вместе с тем с 1 января 2010 г. планировалось выделять дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов. Следовательно, норматив зачисления в федеральный бюджет доходов от НДПИ также должен увеличиться с 1 января 2010 г.

В связи с этим норма закона, увеличивающая норматив зачисления в федеральный бюджет соответствующих доходов, приостановлена до 1 января 2010 г.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 3 октября 2009 г. N 229-ФЗ "О приостановлении действия статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")

В Москве снижена ставка земельного налога.

Законом г. Москвы от 16.09.09 № 30 снижена ставка земельного налога для участков, на которых расположены различные спортивные комплексы, стадионы и прочие сооружения и объекты спорта и физкультуры. Ставка налога для таких земель составляет 0,1% (ранее - 0,3%).

(Служба новостей taxhelp.ru)


Вернуться в начало


Финансы

Ужесточены требования к банкам-агентам, участвующим в конкурсном отборе для осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов физических лиц.

Согласно изменениям, внесенным в Указание ЦБ РФ от 17.11.2004 N 1516-У "О порядке конкурсного отбора банков-агентов для осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц", для приобретения права на участие в конкурсном отборе банк должен иметь размер собственных средств не менее 20 млрд. рублей (ранее - не менее 3 млрд. рублей), а также относиться к 1 или 2 классификационной группе в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30.04.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков".

(Указание ЦБ РФ от 27.08.2009 N 2282-У "О внесении изменений в пункт 2.1 Указания Банка России от 17 ноября 2004 года N 1516-У "О порядке конкурсного отбора банков-агентов для осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц")

Скорректирована процедура принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.

Для госрегистрации кредитной организации в форме ООО или ОДО и получения банковской лицензии больше не нужно представлять учредительный договор. С 1 июля 2009 г. согласно Закону об ООО он был исключен из перечня учредительных документов.

В определенных случаях для создания кредитной организации необходимо получить согласие федерального антимонопольного органа. Установлено, что на госрегистрацию представляется не оригинал этого согласия, а его заверенная копия.

В соответствии с Законом о банках исключены положения, касающиеся рублевого эквивалента минимального размера уставного капитала кредитной организации.

С одного до двух лет увеличен максимальный срок размещения внутреннего структурного подразделения в здании (помещении), введенном в эксплуатацию, но не внесенном в ЕГРП. Как и прежде, этот срок начинает течь с даты внесения сведений об открытии (изменении местонахождения) внутреннего структурного подразделения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. В течение этого срока кредитная организация обязана представить заверенные копии правоподтверждающих документов, на основании которых она пользуется зданием (помещением).

Регламентирован порядок уведомления о создании представительства кредитной организации за рубежом. Данное уведомление в произвольной письменной форме направляется кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью. Также определена процедура госрегистрации изменений в устав кредитной организации, связанных с открытием ее иностранного представительства.

Установлен конкретный срок принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) банковской лицензии для расширения деятельности кредитной организации. Оно принимается в течение 60 календарных дней с момента получения заключения территориального учреждения ЦБР и прилагаемых к нему документов. Этот срок может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 сентября 2009 г. Регистрационный N 14849.

(Указание ЦБР от 14 августа 2009 г. N 2277-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций")


Вернуться в начало


Таможня

Установлены обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения (далее - СВХ).

Речь идет о СВХ, располагающихся в местах, приближенных к государственной границе РФ и являющихся местом расположения таможенных органов.

СВХ должен располагаться в наземном здании (сооружении). На его территории должна быть обустроена открытая площадка, предназначенная для временного хранения товаров и (или) одновременного размещения на ней не менее 100 транспортных средств. Прилегающая охраняемая территория должна быть огорожена, иметь асфальтовое либо бетонное покрытие, искусственное освещение. Она должна вмещать не менее 300 транспортных средств.

На СВХ должны иметься система видеонаблюдения, погрузо-разгрузочная техника, весовое оборудование, досмотровая рентгено-телевизионная техника, автоматизированная система учета товаров, телефонная и факсимильная связь, система вентиляции, охранная и пожарная сигнализации.

СВХ должен находиться в непосредственной близости от федеральных автомобильных и железных дорог. От автомагистралей железных дорог к СВХ должны подходить подъездные пути. СВХ не может располагаться на передвижных транспортных средствах или оборудовании.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 сентября 2009 г. Регистрационный N 14873.

(Приказ Федеральной таможенной службы от 31 августа 2009 г. N 1587 "Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов, производящих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации")


Вернуться в начало


Правовые новости

О применении изменений в законодательстве, регулирующее деятельность ООО.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ были внесены изменения в ГК РФ и Закон об ООО.

Изменения направлены на повышение инвестиционной привлекательности, совершенствование механизмов защиты прав участников ООО, снижение риска "рейдерских захватов", увеличение гибкости регулирования корпоративного управления.

Уставы обществ, созданных до вступления в силу Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с ним до 1 января 2010 г.

Невыполнение этих действий не влечет недействительности устава после 1 января 2010 г. и не может быть основанием для ликвидации общества по решению суда. Исключения составляют случаи грубых или неоднократных нарушений нормативных правовых актов. Как указали КС РФ, Президиум и Пленум ВАС РФ, а также Пленум ВС РФ, такие факты должны быть доказаны при предъявлении требования о ликвидации.

Одновременно суд может предложить обществу принять меры по устранению имеющихся в уставе расхождений путем внесения необходимых изменений с их регистрацией.

Рассмотрение назначенного к слушанию дела также может быть отложено. Расхождения в учредительных документах должны быть устранены в срок, указанный в определении.

При невыполнении указаний суда, данных в порядке подготовки дела к разбирательству либо в определении об отложении рассмотрения дела, решается вопрос о ликвидации общества.

(Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 сентября 2009 г. N Д06-2639 "О федеральном законе от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

С 1 января 2010 года вводятся в действие установленные предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, в среднем по субъекту РФ, а также на поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения.

Для регионов установлены предельные уровни роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на 2010 г.

Так, наибольший рост тарифов (до 18,1% по сравнению с 2009 г.) предусмотрен в Амурской области, наименьший (до 4%) - в Республике Ингушетия. В Красноярском крае и Ульяновской области рост тарифов может составить 17,3%, в Орловской, Астраханской и Сахалинской областях, Алтайском крае и Еврейской автономной области - 15%, в Приморском крае - 5%, в Московской области - 10%, в г. Москве - 15,4%, в Ленинградской области - 10,6%, в г. Санкт-Петербурге - 16,2%.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 октября 2009 г. Регистрационный N 14954.

(Приказ Федеральной службы по тарифам от 29 сентября 2009 г. N 228-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год")

ФСТ РФ определен порядок установления предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2010 год.

Утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую потребителям, в среднем по субъекту РФ, без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки на 2010 г.

В частности, для Москвы уровень тарифов составляет 211,91 коп. за кВт/ч (минимальный) и 228,71 коп. за кВт/ч (максимальный), для Санкт-Петербурга - соответственно 184,11 и 200,51 коп. за кВт/ч. Самый низкий уровень тарифов установлен для Иркутской области (максимальный - 47,94 коп. за кВт/ч), самый высокий - для Чукотского автономного округа (максимальный - 876,27 коп. за кВт/ч).

Кроме того, на 2010 г. установлены предельные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения.

Самые низкие цены установлены в Иркутской области (максимальный - 70 коп. за кВт/ч), а самые высокие - в Чукотском автономном округе (максимальный - 5 руб. 69 коп. за кВт/ч). Для Москвы минимальный предельный тариф составит 3 руб. 31 коп. за кВт/ч, а максимальный - 3 руб. 45 коп., для Санкт-Петербурга - соответственно 2 руб. 54 коп. и 2 руб. 55 коп. за кВт/ч.

По сравнению с 2009 г., тарифы на электроэнергию в среднем по РФ для населения вырастут на 10%, а для предприятий - на 7,6%.

Регионам рекомендуется при установлении тарифов на поставляемую электроэнергию учитывать макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития РФ, изменение объемов и цен на топливо, используемое для производства электроэнергии, изменение объемов покупаемой энергоснабжающими организациями и поставляемой потребителям электроэнергии.

Тарифы вводятся в действие с 1 января 2010 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 октября 2009 г. Регистрационный N 14949.

(Приказ Федеральной службы по тарифам от 22 сентября 2009 г. N 216-э/2 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год")

Разработан порядок исчисления нормы рабочего времени.

Норма рабочего времени исчисляется исходя из 5-дневной рабочей недели и продолжительности ежедневного исполнения трудовых обязанностей. Суббота и воскресенье - выходные.

Если рабочая неделя составляет 40 часов, продолжительность ежедневной работы равна 8 часам, если меньше - количеству часов в неделю, разделенному на 5 дней.

Рабочий день, предшествующий праздничному, сокращается на один час.

Если выходной день совпадает с праздничным, он переносится на следующий рабочий день.

Выходные дни не переносятся, если приостановка работы в праздничные нерабочие дни невозможна. Например, на непрерывно действующих производствах, предприятиях ежедневного обслуживания населения и др.

Таким образом, норма рабочего времени конкретного месяца (за год) рассчитывается следующим образом. Продолжительность рабочей недели делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели конкретного месяца (в году). Затем вычитается количество часов, на которое сокращается рабочее время накануне нерабочих праздничных дней.

Разъяснения Минтруда России по данным вопросам признаны утратившими силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 сентября 2009 г. Регистрационный N 14900.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 августа 2009 г. N 588н "Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю")

Осенний призыв.

С 1 октября по 31 декабря 2009 г. проводится военный призыв граждан России в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу.

За указанный период всего планируется призвать 271 020 человек.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, у которых истек срок военной службы по призыву, увольняются в запас.

Отменено положение, согласно которому с 1 апреля 1993 г. воинские части Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, находящихся за рубежом, комплектовались призывниками только на добровольной основе.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Указ Президента РФ от 30 сентября 2009 года N 1085 "О призыве в октябре - декабре 2009 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву")

Утверждены нормы естественной убыли нефтепродуктов при хранении.

Нормы утверждены по пяти группам нефтепродуктов (распределение нефтепродуктов по группам закреплено в приложении N 2). Величина норм естественной убыли варьируется в зависимости от сроков хранения нефтепродуктов, типов резервуаров, сезонных периодов и климатических групп (распределение субъектов РФ по климатическим группам (подгруппам) содержится в приложении N 3). Напомним, что в пределах утвержденных норм потери от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов учитываются в составе материальных расходов при исчислении налога на прибыль организаций.

(Приказ Минэнерго РФ от 13.08.2009 N 364 "Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении")


Вернуться в начало


Судебная практика

Обоснованы ли расходы на баннерную рекламу в Интернете?

В ходе проверки инспекция сочла, что обществом неправомерно учтены при исчислении налога на прибыль расходы на рекламные услуги – разработка и изготовление электронного баннера, размещение рекламы в сети Интернет на специализированных сайтах, размещение рекламы в поисковых системах Rambler, Yandex, Aport, размещение рекламы в почтовых службах и в системе Интернет банерообменных сетях, поскольку невозможно идентифицировать места размещения рекламы, в том числе в почтовых службах в сети Интернет, банерообменных сетях.

Суд разрешил дело следующим образом. Невозможность идентификации мест размещения рекламы в сети Интернет и банерообменных сетях не означает отсутствия реальных хозяйственных операций, если они подтверждены документально – в подтверждение факта исполнения рекламным агенством обязательств по договорам на рекламу представлены сметы на выполнение работ, акты приема-сдачи выполненных работ, отчеты о выполненных работах, составленные надлежащим образом в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 августа 2009 г. N Ф04-4764/2009(12410-А27-49), Ф04-4764/2009(18723-А27-49))

Стандартный налоговый вычет без справки 2-НДФЛ.

Организация предоставила своим сотрудникам, поступившим на работу не с начала года, стандартные налоговые вычеты по НДФЛ (подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ), не имея справок по форме 2-НДФЛ о полученных доходах на прежнем месте работы. В ходе проверки инспекция расценила действия организации как неправомерные и доначислила пени по НФДЛ, а также штраф по ст. 123 НК РФ.

Суд указывает: в том случае, если у сотрудников, принятых на работу в середине года, ранее не было другого места работы, стандартный налоговый вычет по НДФЛ может быть предоставлен на основании их заявлений, в которых указано, что в данном календарном году эти лица ранее нигде не работали и доходов не имели.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2009 № А32-16310/2008-63/236, Определение Высшего арбитражного суда РФ от 13.08.09 № Вас-10177/09)


Вернуться в начало


Прочее

О размере налогового вычета при приобретении жилья.

Вправе ли физическое лицо-налогоплательщик получить имущественный вычет по НДФЛ при подаче налоговой декларации в 2009 году, в случае если оплата жилья произведена в 2005 г., а правоустанавливающие документы получены в 2009 году?

Как разъяснили московские налоговики в письме от 27.05.09 № 20-14/4/053366, если правоустанавливающие документы на приобретенное жилье получены налогоплательщиком в апреле 2009 г., то он вправе получить имущественный налоговый вычет в размере, не превышающем 2 000 000 руб.

(Письмо УФНС по г. Москве от 27.05.09 № 20-14/4/053366)

О вступлении в силу налоговых конвенций.

Когда вступает в действие Конвенция между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилия об избежании двойного налогообложения?

Как разъяснили московские налоговики в письме от 27.05.09 № 16-15/053465, эта Конвенция начнет применяться с 1 января 2010 года (аналогичное мнение высказал Минфин России в письме от 16.04.09 № 03-08-13).

(Письмо УФНС по г. Москве от 27.05.09 № 16-15/053465)

Не уложился в срок командировки – получил доход.

Минфин разъяснил, что оплата организацией за сотрудника билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, является его доходом, полученным в натуральной форме.

Следовательно, разъяснено письмом Минфина России от 22.09.09 № 03-04-06-01/244, стоимость указанного билета подлежит налогообложению. Таким же образом решается вопрос, если работник выезжает к месту командировки до даты ее начала.

Если же срок командировки продляется приказом по организации, то суммы возмещения расходов работника на проезд освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Минфин разъяснил, что оплата организацией за сотрудника билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, является его доходом, полученным в натуральной форме.

Следовательно, разъяснено письмом Минфина России от 22.09.09 № 03-04-06-01/244, стоимость указанного билета подлежит налогообложению. Таким же образом решается вопрос, если работник выезжает к месту командировки до даты ее начала.

Если же срок командировки продляется приказом по организации, то суммы возмещения расходов работника на проезд освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

(Письмо Минфина России от 22.09.09 № 03-04-06-01/244)

Получить налоговый вычет по "гражданскому" отцу.

Как разъяснили налоговики письмом от 03.06.09 № 3-5-03/744, налогоплательщик, являющийся отцом несовершеннолетних детей, вправе обратиться в бухгалтерию организации - налогового агента за получением стандартного налогового вычета на каждого ребенка в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода.

Основанием для получения вычета являются:

  • письменное заявление;
  • копии свидетельств о рождении детей;
  • справки, подтверждающей их совместное проживание.

(Письмо ФНС России от 03.06.09 № 3-5-03/744)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.