Мониторинг законодательства



Правовые новости

Установлена квота на выдачу иностранцам приглашений на въезд в Россию для осуществления трудовой деятельности на 2010 г.

Размер квоты на выдачу иностранцам приглашений на въезд в Россию для осуществления трудовой деятельности составляет 611 080 приглашений (в 2009 г. - 1 250 769).

Квота ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям регионов. При этом учитываются демографическая ситуация и его возможности по обустройству иностранных граждан.

Квота не распространяется на граждан Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, в отношении которых установлен безвизовый порядок въезда-выезда.

На 2010 г. установлена квота на выдачу иностранцам разрешений на работу в количестве 1 944 356 штук. В прошлом году - 3 976 747 разрешений. Квота не распространяется на квалифицированных специалистов, наиболее востребованных в России.

(Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 963 "Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности")
(Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 962 "Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу")

Определена потребность в привлечении в Россию иностранных работников в будущем году.

Потребность в привлечении в Россию иностранных работников на 2010 г. составляет 1 944 356 человек. Это значительно меньше, чем в 2009 г. (3 976 747 человек). Указанная потребность распределена по приоритетным профессионально-квалификационным группам. По сравнению с 2009 г. их перечень не изменился. По всем группам необходимость в иностранной рабочей силе значительно уменьшилась.

Как и в 2009 г., максимальная потребность установлена для выполнения горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. По-прежнему имеется высокая потребность в неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики.

(Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 961 "Об определении на 2010 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников")

Установлен исчерпывающий перечень платных услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.

Платные услуги могут оказываться исключительно федеральными органами исполнительной власти (если это предусмотрено законодательством РФ), ФГУ и ФГУПами.

В перечень включено 19 платных услуг. В основном, это различные виды экспертиз (санитарно-эпидемиологическая, ветеринарно-санитарная, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, экспертиза качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и изделий медицинского назначения и др.).

Начиная с 1 января 2010 г., при предоставлении государственной услуги соответствующий орган не вправе требовать от граждан и организаций обращения за оказанием платных услуг, не включенных в вышеуказанный перечень. Плата за услугу не может превышать экономически обоснованные расходы на ее оказание. Методику расчета платы поручено разработать Минэкономразвития России. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной порядок вступления в силу.

(Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2009 г. N 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг")

Установлен перечень видов и состава сведений кадастровых карт.

В состав Государственного кадастра недвижимости входят, в частности, кадастровые карты. В них в графической и текстовой формах воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении госграницы, о границах между регионами, муниципальными образованиями и др. Кадастровые карты подразделяются на определенные виды. Это публичные (используются неограниченным кругом лиц), дежурные (для органа государственного учета), кадастровые карты территорий регионов и муниципальных образований. Определен состав сведений каждой из названных карт. Приказ вступает в силу с 1 марта 2010 г.

(Приказ Министерства экономического развития РФ от 19 октября 2009 г. N 416 "Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт")

Утверждена типовая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска.

Типовая схема определяет последовательность основных контрольных действий при осуществлении в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу (далее - АПП) пограничного и таможенного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а в случаях, установленных международными договорами и федеральными законами, и иных видов контроля (далее - государственный контроль). Государственный контроль проводится должностными лицами ФСБ России, ФТС России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора (далее - государственные контрольные органы).

Так, установлен порядок осуществления контрольных действий при прибытии и убытии автобусов, легковых и грузовых автотранспортных средств. Помимо таможенного и пограничного контроля, предусмотрены санитарно-карантинный (в отношении лиц и при наличии показаний), транспортный (при необходимости), ветеринарный и карантинный фитосанитарный (при необходимости и только в пунктах пропуска, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных) контроль. Осмотр и досмотр транспортных средств, грузов, товаров и животных проводятся однократно в специально обустроенной зоне пункта пропуска таможенными и пограничными органами с участием при необходимости представителей соответствующих государственных контрольных органов.

На основании типовой схемы и с учетом местных условий для каждого АПП разрабатываются и утверждаются технологические схемы организации пропуска через государственную границу.

(Приказ Минтранса РФ от 9 октября 2009 г. N 177 "Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска")

В новой редакции изложены правила направления средств (их части) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Правила устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены указанные средства, порядок подачи заявления о распоряжении ими, перечень необходимых документов, а также порядок и сроки перечисления средств.

Лица, получившие сертификат на материнский капитал, вправе использовать данные средства на улучшение жилищных условий строго определенным образом. Как и ранее, это приобретение (строительство) жилого помещения, уплата первоначального взноса или погашение основного долга и процентов по кредитам на приобретение или строительство жилья (в т. ч. полученным до выдачи сертификата). При этом установлено, что средства также могут направляться на погашение кредитов, взятых до получения сертификата с целью погашения ранее взятых займов на приобретение или строительство жилья.

Уточнено, что при направлении средств материнского капитала на приобретение или строительство жилья, осуществляемое супругом получателя сертификата, данное обстоятельство указывается в заявлении о распоряжении средствами. К нему должны прилагаться основной документ, удостоверяющий личность супруга, и свидетельство о браке.

Закреплена обязательность оформлять жилье, приобретенное или построенное с использованием средств материнского капитала, в общую собственность получателя сертификата, его супруга, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи. Размер долей при этом определяется по соглашению. Установлены случаи, в которых средства по заявлению не перечисляются. Это лишение родительских прав или отмена усыновления в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал, совершение в отношении такого ребенка умышленного преступления против личности. Также средства не предоставляются при ограничении в родительских правах и отобрании ребенка.

(Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2009 г. N 994 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий")

Утверждены формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

В 2009 г. регионам из федерального бюджета выделяются субсидии для поддержки сельского хозяйства. В связи с этим уполномоченные органы субъектов РФ должны представлять в Минсельхоз России отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

Утверждены формы указанной отчетности за 2009 г. В нее входят бухгалтерский баланс с приложением, отчеты о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств, о численности и зарплате работников организации, о затратах на основное производство и т.д.

До 26 марта 2010 г. необходимо представить сводную отчетность по товаропроизводителям (по таким видам деятельности, как сельское хозяйство, обслуживание в этой сфере, пищевая и перерабатывающая промышленность), а также по сельскохозяйственным потребительским кооперативам (отдельно по кредитным и некредитным).

(Приказ Минсельхоза РФ от 30 октября 2009 г. N 526 "Об утверждении форм отчетности за 2009 г.")

Определен перечень вступительных испытаний при приеме в аккредитованные вузы.

Так, для зачисления на любую специальность сдается экзамен по русскому языку. При поступлении на специальности "Биология", "Садоводство", "Ветеринарно-санитарная экспертиза" сдаются также биология, математика, химия, "Философия", "Политология", "Юриспруденция", "Культурология", "Реклама и связи с общественностью" - обществознание, иностранный язык, история.

Для поступления на направление подготовки "Туризм" нужно сдать географию, обществознание, иностранный язык.

Определено, какие общеобразовательные предметы являются профильными. В перечне не учтены дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.

Перечень применяется с 1 января 2010 г. при приеме на основные программы высшего профобразования соответствующего уровня.

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 505 "Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию")

Отдельным категориям военнослужащим будут положены дополнительные выплаты.

С 1 января 2010 г. военнослужащим-контрактникам МВД России, занимающим должности командиров (начальников) воинских подразделений и имеющим звания младший сержант (старшина 2 статьи), сержант (старшина 1 статьи), старший сержант (главный старшина) и старшина (главный корабельный старшина), устанавливается ежемесячная надбавка за работу с личным составом. Размер надбавки составляет один оклад по воинской должности.

(Приказ МВД РФ от 16 ноября 2009 г. N 873 "О дополнительной выплате отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России")


Вернуться в начало


Налоги

О КБК при уплате страховых взносов.

Учитывая, что с 2010 года вступит в силу Федеральный закон № 212 от 24.07.2009 , который заменит ЕСН страховыми взносами, для соответствующих взносов в ПФР, ФСС и ФОМС надо будет использовать новые КБК, которые содержатся в приложениях к следующим федеральным законам:

  • для страховых взносов в ПФР - в приложении 1 Федерального закона № 307от 30.11.09;
  • для страховых взносов в ФСС - в приложении 1 Федерального закона № 292 от 28.11.09;
  • для страховых взносов в ФОМС – в приложении 1 Федерального закона № 294 от 28.11.09.

Утверждены формы сообщения банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета.

Банки обязаны сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) в течение 5 дней. Утверждены новые формы соответствующих сообщений. Формы сообщений практически не изменились. Теперь предусмотрено, что сообщения могут направляться банком, а также его филиалом, имеющим или не имеющим БИК (ранее - только банком или его филиалом, имеющим БИК).

При направлении сообщения структурным подразделением ЦБР в сведениях о банке указываются реквизиты подразделения расчетной сети ЦБР (полевого учреждения, ОПЕРУ-1).

(Приказ Федеральной налоговой службы от 28 сентября 2009 г. N ММ-7-6/475@ "Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета")

Регистрация изменений уставов в целях приведения их в соответствие с новыми требованиями будет осуществляться налоговыми органами и после 1 января 2010 г.

ФНС получает большое количество обращений о переходных положениях Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, которые в СМИ окрестили "перерегистрацией ООО". Широко распространено мнение, что их основная цель - переучет действующих и ликвидация недействующих ООО. Однако налоговые органы и без того проинформированы о том, какие юрлица являются действующими, а меры по исключению из ЕГРЮЛ недействующих успешно применяются еще с 2005 г. В связи с этим разъясняется, что основные цели поправок - противодействие корпоративным захватам, защита прав и законных интересов участников ООО и их инвесторов. В частности, речь идет о нормах, связанных с нотариальным удостоверением сделок по отчуждению доли или ее части в уставном капитале, внесением в ЕГРЮЛ сведений, касающихся такого перехода, с подачей в суд иска о признании прав на долю.

Поправки иным образом регулируют не только отношения, связанные с переходом доли, но и основные стороны внутрикорпоративного управления в обществе. Поэтому в обсуждаемый закон была включена норма о необходимости приведения уставов обществ, зарегистрированных до 1 июля 2009 г., в соответствие с новыми требованиями. В этом и заключается цель того, что называют "перерегистрацией". Однако этот термин не отражает сути рассматриваемых поправок.

Прохождение или не прохождение процедуры приведения устава в соответствие с новыми требованиями ни коим образом не может отразиться на правоспособности общества. Никаких санкций (включая исключение из ЕГРЮЛ) для обществ, не прошедших перерегистрацию, не предусмотрено. Как и в настоящее время, уставы таких обществ будут применяться в части, не противоречащей законодательству. Во избежание возникновения очередей обществам, желающим внести изменения в уставы, рекомендуется направлять документы в налоговые органы по почте (с объявленной ценностью и описью вложения).

Сообщается, что регистрация изменений уставов в целях приведения их в соответствие с новыми требованиями будет осуществляться налоговыми органами и после 1 января 2010 г.

(Информационное сообщение Федеральной налоговой службы от 29 октября 2009 г. "О Федеральном законе от 30.12.2008 N 312-ФЗ")

У налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применять УСН или ЕСХН.

НК РФ не предусматривает принятие налоговым органом каких-либо решений по заявлениям налогоплательщиков о переходе на УСН или ЕСХН. Таким образом, у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применять УСН или ЕСХН.

Однако, если в инспекцию ФНС России поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, то налоговому органу следует в произвольной форме в общеустановленные сроки письменно проинформировать налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе). В данном случае нужно руководствоваться Административным регламентом ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков. Так, сведения предоставляются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения налогоплательщика (его представителя). Если письменное обращение подается лично, максимальное время ожидания в очереди составляет 30 минут.

Аналогичный подход должен применяться и в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, подавших заявление о переходе на ЕСХН.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 4 декабря 2009 г. N ШС-22-3/915@ "Об информировании налогоплательщиков о праве применения упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога")

ФНС России считает, что за налогоплательщиками, применяющими УСН и начавшими заниматься деятельностью, облагаемой ЕНВД, сохраняется право на "упрощенку".

Данное право не утрачивается, даже если в отчетном (налоговом) периоде отсутствуют доходы от деятельности, налогообложение которой производится в соответствии с УСН.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 2 декабря 2009 г. N ШС-22-3/906@ "О порядке применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности")

Как считать норматив по расходам для определения суммы НДС, принимаемого к вычету.

Чиновники рассмотрели ситуацию, когда расходы организации в одном отчетном периоде превысили норматив по налогу на прибыль. А позже в норматив уложились. В этом случае, как следует из свежего разъяснения Минфина России, всю сумму "входного" НДС компания может предъявить к вычету из бюджета.

(письмо Минфина России от 6 ноября 2009 г. № 03-07-11/285)

Проценты за несвоевременную выплату любых сумм при увольнении не облагаются НДФЛ.

В Минфине России рассмотрели ситуацию, когда сотруднику, уволенному в связи с сокращением штата, вовремя не выплатили зарплату, выходное пособие и компенсацию за неиспользованный отпуск. Работник обратился в суд, который обязал компанию не только погасить задолженность, но и выплатить проценты за просрочку.

(Письмо Минфина России от 26 октября 2009 г. № 03-04-05-01/765)

Электронный первичный документ.

Первичные документы, документы бухгалтерского и налогового учета могут составляться в электронном виде и заверяться электронной цифровой подписью лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, при соблюдении условий, установленных Законом N 1-ФЗ.

(письмо Минфина РФ в письме № 03-02-08/85 от 26.11.2009)

О величине предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение УСН в 2009 г.

Чиновники разъясняют, следует ли при расчете максимальной величины лимита дохода при применении УСН индексировать величину на коэффициент, установленный на текущий год, а также на коэффициенты, которые устанавливались ранее.

В письме отмечается, что величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение УСН, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса ежегодно подлежала индексации на коэффициент-дефлятор, утверждаемый в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р Минэкономразвития ежегодно не позднее 20 ноября обязано было публиковать в "Российской газете" согласованный с Минфином коэффициент-дефлятор на следующий год.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р Минэкономразвития ежегодно не позднее 20 ноября обязано было публиковать в "Российской газете" согласованный с Минфином коэффициент-дефлятор на следующий год.

При расчете указанной величины учитывались коэффициенты-дефляторы, отражающие изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущие календарные годы.

Таким образом, по мнению Минфина, величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение УСН в 2009 г. составляет 30 млн. 760 тыс. рублей.

(письмо Минфина РФ № 03-11-06/2/250 от 26.11.2009)

Разъяснен порядок учета расходов на приобретение ценных бумаг при переходе организации с УСН на общий режим налогообложения.

Специалисты Минфина отмечают, что в отношении ценных бумаг, приобретенных и оплаченных в период применения УСН, реализуемых после перехода на общий режим налогообложения, налоговая база определяется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

При этом, учитывая, что расходы по приобретению ценных бумаг не подлежали включению в базу налога, уплачиваемому в связи с применением УСН, указанные расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на дату реализации ценных бумаг.

(письмо Минфина РФ № 03-11-06/2/249 от 25.11.2009)

Об учете расходов на капитальные вложения.

Уточнено, может ли налогоплательщик единовременно включить в состав косвенных расходов 2009 года расходы на капитальные вложения в размере 30% от суммы капитальных вложений по объектам ОС в отношении ОС, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам, введенным в эксплуатацию в декабре 2008 года.

В письме отмечается, что поскольку основное средство введено в эксплуатацию в декабре 2008 г., амортизация по нему начинает начисляться с 1 января 2009 г., и с этой же даты возникает право учета расходов в виде амортизационной премии.

Следовательно, в отношении такого ОС расходы на капвложения могут быть единовременно включены в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, в объеме не более 10% (не более 30% - в отношении ОС, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) его первоначальной стоимости.

(письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/769 от 24.11.2009)

Разъяснены особенности применения имущественного налогового вычета по НДФЛ, в случае если квартира была приобретена налогоплательщиком на основании договора паенакопления с потребительским кооперативом, участвующим в финансировании строительства жилого дома.

При этом часть целевого паевого взноса была оплачена кооперативу путем передачи квартиры, принадлежащей налогоплательщику на праве собственности.

Специалисты Минфина поясняют, что к фактически произведенным расходам по приобретению квартиры, учитываемым при определении размера имущественного налогового вычета, может быть, в частности, отнесена стоимость имущества (другой квартиры), переданного в обмен на приобретение права собственности на квартиру.

(письмо Минфина РФ № 03-04-05-01/820 от 24.11.2009)

Минфин разъясняет особенности документального подтверждения в целях налогообложения прибыли расходов командированного работника в виде суточных.

Специалисты Минфина считают, что поскольку суточные возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, а срок пребывания в командировке подтверждается командировочным удостоверением, то расходы в виде суточных могут быть подтверждены командировочным удостоверением.

При этом предоставление чеков и квитанций, подтверждающих расходование работником суточных, не требуется.

(письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/770 от 24.11.2009)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.