Мониторинг законодательства



Налогообложение

Утверждены новые формы для сообщения о просроченной задолженности.

С 2010 года отчет о просроченной задолженности по зарплате - по новым формам № 3-Ф и № 3-Ф (декадная).

Приказом МЭР России от 15.07.09 № 138, в частности, ввело в действие следующие формы:

  • декадную с отчета за I декаду января 2010 года - № 3-Ф (декадная) "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате";
  • месячную с отчета за январь 2010 года - № 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате".

Сведения по ним подают юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), которые заполняют:

  • форму № 3-Ф (декадная) по состоянию на 11 (21) число каждого месяца;
  • форму № 3-Ф по состоянию на 1 число каждого месяца.

(Приказ МЭР России от 15.07.09 № 138)

Налогоплательщики обязаны сообщать в налоговую о фактах участия в других организаций.

В письменной форме и не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Письмом Минфина России разъяснено, что члены саморегулируемых организаций (СРО), обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, в том числе и об участии в саморегулируемой организации.

(Письмо Минфина России от 17.07.09 № 03-02-07/1-369)


Вернуться в начало


Правовые новости

Формы заявления о заключении договора ОСАГО владельца транспортного средства, страхового полиса, сведений об ОСАГО будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование страховой деятельности.

Соответствующие изменения внесены в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263. Приложения 1, 2 и 4 к Правилам, содержащие указанные формы, признаны утратившими силу.

(Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 N 653 "О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств")

Усилено государственное регулирование цен на лекарственные средства.

Установлено, что государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства осуществляется при государственной регистрации лекарственных средств. Установлено также, что Минздравсоцразвития РФ совместно с Федеральной службой по тарифам утверждают методику определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства; Федеральной службе по тарифам предоставлено полномочие утверждать методику определения органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Кроме этого, в частности, более подробно регламентирован порядок регулирования цен на лекарственные средства иностранных производителей и установлен порядок применения предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства организациями оптовой торговли и ! аптечными учреждениями.

(Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства")

Утверждены новые требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Указанные требования распространяются на электронные носители и формат текстов следующих документов: анкеты эмитента; решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; изменений и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг; отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; уведомления об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям. Новым требованиям должны соответствовать также электронные носители и формат текстов ежеквартальных отчетов эмитентов эмиссионных ценных бумаг.

Приказ ФСФР РФ от 09.10.2007 N 07-103/пз-н "Об утверждении Требований к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг" признан утратившим силу.

(Приказ ФСФР РФ от 18.06.2009 N 09-23/пз-н "Об утверждении Требований к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг")

Правительством РФ подготовлен обновленный антикризисный план на 2009 год, определяющий приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

Программа обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики. В соответствии с Программой Правительство РФ будет осуществлять свою деятельность исходя из семи приоритетов.

Первый приоритет включает в себя выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала. Общие расходы федерального бюджета на эти цели (включая нормативно-обусловленные расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, пенсии) составят в 2009 году 4365,4 млрд. рублей, что превышает уровень 2008 года на 30,4 процента. При этом на социальную политику и пенсионное обеспечение в 2009 году из федерального бюджета будет выделено 2458,8 млрд. рублей против 1873,6 млрд. рублей в 2008 году.

Второй приоритет - это сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Деятельность Правительства РФ в этой сфере будет направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса.

Третий приоритет направлен на активизацию внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой.

Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности.

Пятый приоритет призван обеспечить создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности. Будут осуществлены мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Особое внимание будет уделено поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства.

Шестой приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики.

Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов. Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов.

В приложении к Программе приведены Основные мероприятия Правительства РФ и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 году.

(Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год (утв. Правительством РФ 19.06.2009))

Разработан Порядок, регулирующий вопросы, связанные с проведением в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан.

В соответствии с утвержденным Порядком дополнительная диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. По результатам обследования гражданина ему определяется соответствующая группа здоровья. После установления группы состояния здоровья и составления индивидуальной программы профилактических мероприятий дополнительная диспансеризация считается законченной. По желанию гражданина ему может быть выдан Паспорт здоровья, с результатами осмотров врачей-специалистов, проведенных исследований, заключений врачей и рекомендациями. В приложениях к Порядку приведены формы документов, используемых при проведении дополнительной диспансеризации.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.07.2009 N 383н "О порядке проведения в 2009 году федеральными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства, дополнительной диспансеризации работающих граждан")

В конце 2009 г. начнет действовать технический регламент на табачную продукцию, согласно которому она подлежит обязательному декларированию соответствия.

В связи с этим табачные изделия исключены из перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Сертификаты соответствия на табачную продукцию, выданные до даты вступления в силу названного регламента, действительны до окончания указанного в них срока, но не более шести месяцев со дня начала действия регламента.

Постановление вступает в силу с 26 декабря 2009 г.

(Постановление Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 637 "О внесении изменения в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации")

Определен новый порядок регулирования и контроля тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере ж/д перевозок.

В состав тарифа включено шесть новых составляющих: перевозочная, локомотивная, контейнерная, вокзальная, багажная и терминальная.

Определен конкретный перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере ж/д перевозок, тарифы (сборы, плата) в отношении которых регулируются государством.

Основным методом госрегулирования тарифов (сборов, платы) является метод экономически обоснованных затрат.

При установлении тарифов (ставок, платы) осуществляется раздельный учет расходов субъектов по видам деятельности. Дополнительно учитываются субсидии, а также иные меры господдержки, предоставляемые за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.

Допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов (сборов, платы). Ранее это не предусматривалось.

Органами регулирования может устанавливаться предельный уровень тарифов в виде максимальных (минимальных) величин ценовых ставок тарифов, сборов и платы. Эти величины должны обеспечивать возмещение экономически обоснованных расходов субъектов в части, зависящей от объемов выполнения работ (оказания услуг).

Предполагается, что новый подход обеспечит большую гибкость системы установления тарифов, а также позволит частным компаниям предоставлять услуги по меньшим ценам, чем ОАО "РЖД".

Прежний порядок госрегулирования тарифов на ж/д транспорте признан утратившим силу.

(Постановление Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работи (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок")


Вернуться в начало


Судебная практика

Затраты на благоустройство территории можно списать через амортизацию.

Обществом производилось благоустройство производственной территории (рекультивировалась свалка, демонтировался склад для хранения металлов, осуществлялись устройство газонов, дорожек, клумб, посадка многолетних деревьев). После ввода в эксплуатацию объектов благоустройства и озеленения, затраты по ним общество отнесло на удорожание основных средств (автодорог заводских и здания склада).

Налоговая инспекция сочла неправомерным включение в расходы при исчислении налога на прибыль сумм амортизационных отчислений по объектам благоустройства и озеленения. По мнению инспекции, понесенные обществом расходы на создание объектов внешнего благоустройства не учитываются в составе первоначальной стоимости объекта основных средств, а формируют первоначальную стоимость объектов внешнего благоустройства, которые являются самостоятельным амортизируемым имуществом, не подлежащим амортизации в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ.

Суд указал, что начисление амортизации по объектам благоустройства в целях налогообложения прибыли является правомерным, если данные объекты созданы за счет собственных средств налогоплательщика, а не за счет бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Исходя из конструкции нормы подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, законодатель применительно к понятию "объекты внешнего благоустройства" перечисляет конкретные объекты, которые в целях налогообложения следует относить к объектам внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки), и под понятием "другие аналогичные объекты" предполагает объекты, сходные по сфере хозяйствования либо иным признакам при наличии бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.09 N А56-33207/2008)

Авансовые платежи по НДФЛ принудительно не взыскиваются.

Налоговый орган направил предпринимателю требование об уплате авансовых платежей по НДФЛ. В связи с неисполнением данного требования налоговым органом принято решение о взыскании сумм авансовых платежей за счет денежных средств налогоплательщика.

Принудительное взыскание с индивидуального предпринимателя авансовых платежей по НДФЛ является неправомерным. Налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу и не может быть взыскан в порядке ст. 45, 46 и 69 НК РФ.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2009 г. по делу N А32-23980/2008-58/435)


Вернуться в начало


Финансы

Изменен порядок расчета обязательных нормативов банка.

Внесены значительные изменения в Инструкцию ЦБ РФ "Об обязательных нормативах банков". Так, в частности, уточнена формула расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (H1) и установлены коэффициенты риска (в процентах) по пяти группам активов, применяемые при расчете данного норматива. Поправки коснулись также порядка расчета норматива мгновенной ликвидности банка (Н2), норматива текущей ликвидности банка (Н3), норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6).

(Указание ЦБ РФ от 26.06.2009 N 2254-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков")

В пятый раз за 2009 г. понижена ставка рефинансирования Банка России.

В последний раз ставка рефинансирования снижалась с 13 июля 2009 г. на 0,5 процентного пункта. С 10 августа 2009 г. она составляет 10,75% годовых (ранее - 11% годовых).

По информации ЦБР, более осторожное снижение (на четверть процентного пункта, а не на половину, как ранее) обусловлено сближением показателей инфляции текущего и предыдущего годов. Дальнейшие шаги Банка России по снижению ставки рефинансирования будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей кредитной активности банковского сектора и состоянием финансовых рынков.

(Указание ЦБР от 7 августа 2009 г. N 2270-У "О размере ставки рефинансирования Банка России")

Сообщается, что с 10 августа 2009 г. ставка рефинансирования ЦБР снижается с 11 до 10,75 % годовых.

На 0,25 процентного пункта снижаются и процентные ставки по операциям ЦБР: ломбардным аукционам; прямому РЕПО; кредитам овернайт; сделкам "валютный своп"; ломбардным кредитам; кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами; депозитным операциям, проводимым по фиксированным ставкам.

(Информация ЦБР от 7 августа 2009 г.)

Договоры займа, заключаемые кредитными организациями с гражданами, могут содержать условие о рассмотрении возникающих споров по месту нахождения кредитной организации.

Согласно разъяснению ВС РФ в таком случае иск кредитной организации к гражданину о погашении задолженности по предоставленным кредитам подлежит рассмотрению судом, определенным условиями заключенного между ними соглашения, т. е. по месту нахождения кредитной организации.

(Письмо Верховного Суда РФ от 20 июля 2009 г. N 8/общ 1936)


Вернуться в начало


Прочее

Незавершенный дом не может быть признан жилым по смыслу статей 15, 16 ЖК РФ.

Разъяснено, что в отношении операций по реализации незавершенных строительством индивидуальных жилых домов освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не применяется.

(Письмо Минфина России от 30.07.09 № 03-07-11/186)

Корпоративы, подарки и т. д., выдаваемые работникам, ЕСН не облагаются.

При условии, что их выдача не предусмотрена трудовым договором.

Как разъяснено письмом Минфина России от 23.07.09 № 03-04-06-02/51, поскольку выдача подарков, подарочных сертификатов и проведение корпоративных мероприятий не предусмотрены трудовыми и коллективными договорами.

Поэтому данные выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом (ЕСН).

(Письмо Минфина России от 23.07.09 № 03-04-06-02/51)

О признании процентов.

Письмом Минфина России от 30.07.09 № 03-03-06/1/499 разъяснен порядок признания расходов в виде процентов для целей налогообложения прибыли организаций.

Так, финансисты напомнили, что долговые обязательства, выраженные в условных единицах, признаются для целей налогообложения прибыли долговыми обязательствами, оформленными в рублях (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ).

В связи с этим такие долговые обязательства являются сопоставимыми по критерию валюты с долговыми обязательствами, выданными в рублях.

(Письмо Минфина России от 30.07.09 № 03-03-06/1/499)

Благотворительность простимулируют налоговыми льготами.

Концепция содействия развитию благотворительности в РФ, утвержденная распоряжением правительства РФ, содержит ряд предложений, которые сделают благотворительность более интересной для налогоплательщиков.

Так, предлагается распространить право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) на пожертвования благотворительным и некоммерческим организациям, работающим в приоритетных, общественно-значимых направлениях.

Из налоговой базы по НДФЛ предлагается исключить выплаты добровольцам за наем жилого помещения и проезд, связанные с осуществлением благотворительности.

В перспективе будет решен вопрос о предоставлении права учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на благотворительные пожертвования.

(Служба новостей TaxHelp.RU)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.