Мониторинг законодательства



Правовые новости

Утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

В соответствии с трудовым законодательством на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сотрудникам за счет работодателя выдаются специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ). Утверждены новые правила такого обеспечения.

Правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за СИЗ. Они распространяются на всех работодателей.

СИЗ предоставляются работникам на основании результатов аттестации рабочих мест и в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи. Локальными нормативными актами в организации эти нормы могут быть улучшены. Также допускается равноценная замена СИЗ.

СИЗ должны соответствовать требованиям безопасности. Это подтверждается декларацией о соответствии и (или) сертификатом соответствия, а в некоторых случаях - и санитарно-эпидемиологическим заключением. На дерматологические СИЗ должно иметься свидетельство об их госрегистрации.

Если работодатель не выполнил установленную ТК РФ обязанность по обеспечению СИЗ, работник имеет право отказаться от выполнения трудовых обязанностей. При этом привлечение к дисциплинарной ответственности не последует.

Приводится форма личной карточки учета выдачи СИЗ. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня их фактической выдачи работникам. Работодатель за свой счет проводит химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку, а также ремонт и замену СИЗ.

Ранее действовавшие правила признаны утратившими силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2009 г. Регистрационный № 14742.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты")

До 10,5 процентов снижена ставка рефинансирования.

Банк России вновь снизил ставку рефинансирования.

С 15 сентября 2009 г. ее размер составляет 10,5% годовых (ранее - 10,75% годовых).

Это уже шестое снижение размера учетной ставки ЦБР за 2009 г.

Указание вступает в силу со дня его подписания.

(Указание ЦБР от 14 сентября 2009 г. № 2287-У "О размере ставки рефинансирования Банка России")

Официально введен новый профессиональный праздник – День программиста.

Установлен новый профессиональный праздник - День программиста. Он будет отмечаться на 256-й день года - 13 сентября, а если год високосный - то 12 сентября.

Число 256 выбрано не случайно. Именно это количество целых чисел можно выразить с помощью одного восьмиразрядного байта. Кроме того, это максимальная степень числа 2, которая меньше количества дней в году.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

(Указ Президента РФ от 11 сентября 2009 г. № 1034 "О Дне программиста")

Установлены правила хранения федеральных специальных марок в организациях, осуществляющих производство алкогольной продукции, и налоговых органах.

Утвержденный Порядок определяет правила хранения федеральных специальных марок в организациях, осуществляющих производство алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции на территории РФ, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, управлениях ФНС РФ по субъекту РФ и межрегиональных инспекциях ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам. Детально регламентированы требования к помещениям для хранения федеральных специальных марок.

(Приказ Минфина РФ от 28 июля 2009 г. № 81н "Об утверждении Порядка хранения федеральных специальных марок")

Органу по сертификации и испытательной лаборатории (центру), выполняющим работы по подтверждению соответствия, будут выдаваться аттестаты аккредитации установленной формы.

Утверждены формы аттестатов аккредитации и приложений к ним, а также рекомендации по их заполнению. Установлено, что бланки аттестатов аккредитации органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра) являются защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня защиты "В".

(Приказ Минпромторга России от 22 июля 2009 г. № 665 "Об утверждении форм аттестатов аккредитации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Наличие оснований для оспаривания сделки не влечет обязанность по обращению в суд.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 27 августа 2009 г. № Ф09-6261/09-С4 пояснил, что непринятие мер по поиску и возврату имущества не может рассматриваться как ненадлежащее исполнение обязанностей конкурсного управляющего.

ФАС указал, что законодательством о несостоятельности предусмотрено право, а не обязанность конкурсного управляющего обращаться в суд с исками о признании сделок недействительными.

Следовательно, заключает ФАС, само по себе наличие формальных оснований для оспаривания сделки не создает обязанность конкурсного управляющего по обращению в суд.

(Постановление ФАС Уральского округа от 27 августа 2009 г. № Ф09-6261/09-С4)

Проверки применения ККТ не противоречат закону о защите прав юридических лиц.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 2 сентября 2009 г. по делу № А32-19742/2008-23/256-2009-33/8 отклонил довод о том, что проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники противоречат закону "О защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора".

ФАС указал, что нормы законодательства предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

При этом налоговая инспекция осуществляет надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения; полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, положения закона о защите прав юридических лиц не применяются при проведении налоговой инспекцией проверки соблюдения обществом закона "О применении контрольно-кассовой техники…", поскольку им прямо предоставлено право налоговых органов на проведение проверок соблюдения его требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2009 г. по делу № А32-19742/2008-23/256-2009-33/8)

Проценты на возвращаемый налог начисляются в любом случае.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 3 сентября 2009 г. по делу № А53-6025/2009 признал, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об обязанности налоговой инспекции начислить на возвращаемую сумму излишне взысканного налога проценты.

ФАС пояснил, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

(ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 3 сентября 2009 г. по делу № А53-6025/2009)

Штраф должен соответствовать размеру причиненного ущерба.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 31 августа 2009 г. № Ф09-6257/09-С5 указал, что, определяя соразмерность штрафа нарушенному обязательству, суд обязан установить баланс между мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

ФАС отметил, что критериями для установления несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.

При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела. При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства: цена товаров, работ, услуг; сумма договора и так далее.

(Постановление ФАС Уральского округа от 31 августа 2009 г. № Ф09-6257/09-С5)

Индивидуальный предприниматель не обязан предоставлять до 1 марта сведения индивидуального учета.

Вчера Президиум ВАС РФ подтвердил, что у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, судьи согласились с доводами, приведенными в Определении ВАС РФ № 7802/09 от 06.08.2009.

Здесь суд пояснил, что Закон об индивидуальном учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В свою очередь ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения возложена только на страхователя.

При этом индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

(Определение ВАС РФ от 6 августа 2009 г. № 7802/09)

Не все действующие налоги соответствуют законодательству.

Президиум ВАС РФ в Постановлении № 3703/09 от 28.07.2009 разъяснил, что при установлении налогов госорганами должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, а налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Здесь ВАС РФ признал, что установленный Магаданской областной Думой корректирующий коэффициент базовой доходности К2, равный 1, не соответствует своему корректирующему назначению, указав при этом, что налоговый орган должен соотносить сумму вмененного дохода и фактически возможного к получению и только в случае сопоставимости данных показателей, инспекция вправе производить доначисление ЕНВД.

В обоснование своей позиции судьи ВАС отметили, что по своей правовой природе единый налог на вмененный доход представляет собой специальный налоговый режим в сфере малого и среднего предпринимательства, при котором уплата большинства федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется единым платежом.

При этом такое законодательное регулирование не направлено на ухудшение положения налогоплательщиков и не должно приводить к этому, поскольку при установлении и исчислении единого налога обеспечивается такой принцип налогового законодательства, как учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 28 июля 2009 г. № 3703/09)

Рыночные цены определяются на основе информации официальных источников.

ФАС Московского округа в Постановлении от 27 августа 2009 г. № КА-А41/8459-09 указал, что налоговый орган должен не сам признавать рыночной цену реализации продукции, а обращаться в специализированный орган с запросом о существующих на конкретный момент рыночных ценах на данную продукцию.

ФАС отметил, что налоговый орган может вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней по сделкам между взаимозависимыми лицами только в случаях, если цены на товары по таким сделкам отклоняются более чем на 20% от рыночной цены на идентичные товары.

Таким образом, чтобы установить такое отклонение, необходимо: определить рыночную цену идентичных товаров в соответствующем периоде; рассчитать сумму, составляющую 20% рыночной цены; рассчитать отклонение цены товара от рыночной цены в рублях; сравнить полученное отклонение с суммой, составляющей 20% рыночной цены.

Рыночной ценой признается цена, сложившаяся на рынке идентичных, а при их отсутствии - однородных товаров в сопоставимых экономических условиях. При этом уровень рыночных цен должен определяться из официальных источников.

(Постановление ФАС Московского округа от 27 августа 2009 г. № КА-А41/8459-09)


Вернуться в начало


Прочее

Соблюдение организацией установленного порядка проведения экспертизы продукции, сроки годности которой истекли, является условием правомерного отнесения расходов на ее утилизацию при исчислении налога на прибыль.

На основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263, продукция, в том числе парфюмерная и косметическая, сроки годности которой истекли, подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизации или уничтожению. Результаты экспертизы, проводимой органами государственного надзора и контроля в соответствии с их компетенцией, оформляются в виде заключения, в котором определяется возможность утилизации или уничтожения такой продукции. По мнению ФНС РФ, только в этом случае расходы на утилизацию или уничтожение продукции с истекшим сроком годности могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Без проведения экспертизы указанные расходы не могут быть учтены в целях налогообложения как не соответствующие условиям, установленным ст. 252 НК РФ.

(Письмо ФНС РФ от 16 июля 2009 г. № 3-2-09/139 "О порядке налогового учета расходов, связанных с утилизацией товаров с истекшим сроком годности")

Установлен предельный размер доходов, ограничивающий применение в 2009 году упрощенной системы налогообложения.

Учитывая положения пункта 2 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, величина предельного размера доходов, ограничивающая применение УСНО в 2009 году, составляет 57,9 млн. рублей (20 млн. рублей x 1,538 x 1,34 x 1,241 x 1,132).

(Письмо ФНС РФ от 1 сентября 2009 г. № ШС-22-3/684@ "О порядке расчета величины предельного размера доходов, ограничивающей применение в 2009 году упрощенной системы налогообложения")

Использование участка для предпринимательства не лишает вычета по земельному налогу.

ФНС РФ в своем письме № ШС-22-3/696@ от 07.09.2009 направляет для сведения и использования в работе постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 о некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога.

Так, согласно письму, налогоплательщики - физические лица, которые на основании пункта 5 статьи 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы в размере 10 000 рублей, могут воспользоваться им и в случае, когда соответствующий земельный участок используется этими гражданами для целей предпринимательской деятельности.

(Письмо ФНС РФ от 7 сентября 2009 г. № ШС-22-3/696@)

Доверенный управляющий имущество не амортизирует.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/572 от 04.09.2009 приводит разъяснения по вопросу начисления амортизации по недвижимому имуществу, принятому в доверительное управление.

Поскольку при передаче имущества в доверительное управление, право собственности на него к доверительному управляющему не переходит, организация, принявшая в доверительное управление недвижимое имущество, не может начислять по нему амортизацию, вне зависимости от того, является ли учредителем управления физическое или юридическое лицо.

(Письмо Минфина РФ от 4 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/572)

При увеличении номинальной стоимости дохода у иностранного акционера не возникает.

У иностранной организации - акционера российского АО при увеличении номинальной стоимости акций данного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе) не возникает дохода, подлежащего налогообложению в РФ, если иное не предусмотрено международным соглашением об избежание двойного налогообложения РФ с государством, резидентом которого является данная иностранная организация.

(Письмо Минфин РФ от 4 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/570)

Возмещение расходов зарубежному консультанту облагается НДФЛ.

Минфин РФ в своем письме № 03-08-05 от 03.09.2009 приводит порядок удержания НДФЛ при возмещении расходов, связанных с исполнением договора по оказанию консультационных услуг российскому банку физическим лицом - резидентом Республики Индия.

В документе отмечается, что если физическое лицо оказывает услуги банку за пределами РФ, то получаемое им вознаграждение непосредственно за оказание услуг не относится к доходам от источников в РФ и, соответственно, налогом на территории РФ не облагается.

В то же время, суммы возмещения банком расходов физического лица, связанные с исполнением договора, в частности, транспортные расходы, расходы по проживанию и расходы по страхованию жизни и здоровья во время пребывания в РФ, относятся к доходам от источников в РФ.

Если по итогам налогового периода физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ, то по указанным доходам в виде сумм возмещения расходов, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по такому договору, полученным от источников в РФ, налог взимается на территории РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

(Письмо Минфина РФ от 3 сентября 2009 г. № 03-08-05)

Экономия на процентах освобождена от НДФЛ до полного погашения займа.

Минфин РФ в своем письме № 03-04-06-01/228 от 03.09.2009 уточняет, в течение какого периода времени налоговый агент имеет право на исключение из доходов работника материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами на приобретение квартиры.

Ведомство отмечает, что для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды имеет значение только то обстоятельство, что заем, при погашении которого определяется материальная выгода, был использован на строительство либо приобретение жилья, в отношении которого был предоставлен имущественный налоговый вычет.

Тот факт, что имущественный налоговый вычет в сумме беспроцентного займа, израсходованного на приобретение жилья, уже полностью получен, не имеет значения для не включения дохода в виде материальной выгоды, возникающей при последующем погашении указанного займа, в доход, подлежащий налогообложению.

Таким образом, при наличии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученной начиная с 1 января 2008 до полного погашения займа, освобождаются от налогообложения.

(Письмо Минфина РФ от 3 сентября 2009 г. № 03-04-06-01/228)

Договор может предусматривать сочетание различных форм арендной платы.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/567 от 03.09.2009 комментирует, вправе ли арендатор включить в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, возмещаемые арендодателю налоговые платежи (налог на имущество, земельный налог) и страховые премии, если возмещение вышеуказанных платежей и премий согласно договору включено в переменную часть арендной платы.

Ведомство отмечает, что в соответствии с ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

  • определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
  • установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
  • предоставления арендатором определенных услуг;
  • передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
  • возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

(Письмо Минфина РФ от 3 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/567)

При ликвидации ОС накопленные резервы на ремонт включаются в доход.

Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.

Таким образом, если в отношении основного средства принято решение не производить ремонт, а вывести его из эксплуатации (ликвидировать), сумму резерва, накопленного для проведения ремонта такого основного средства, следует включить в состав внереализационных доходов организации в конце того налогового периода, на который планировалось проведение ремонта.

(Письмо Минфина РФ от 2 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/561)

Расходы на командировку в дочернюю компанию уменьшают налог на прибыль.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/560 от 02.09.2009 поясняет порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с командировками сотрудников в дочерние и зависимые общества.

Ведомство отмечает, что служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.

Учитывая изложенное, расходы на командировки работников в дочерние и зависимые общества для решения производственных вопросов могут быть учтены в составе налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с положениями статьи 264 НК РФ.

(Письмо Минфина РФ от 2 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/560)

При изменении курса рубля в счет-фактуру вносятся исправления.

ФНС РФ в своем письме № 3-1-07/674 от 24.08.2009 пояснил особенности применения вычетов по НДС на основании данных счетов-фактур, выставленных при реализации товаров по договорам, обязательство об оплате по которым предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.

При выставлении счетов-фактур, составленных в рублях по курсу, действующему на дату отгрузки, не совпадающему с курсом, установленным ЦБ РФ на дату осуществления платежа (по договорам, обязательство об оплате по которым предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте), налоговые вычеты производятся после внесения соответствующих исправлений в счета-фактуры в соответствии с порядком, изложенным в пункте 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.

В случае если покупатель до внесения продавцом исправлений в счет-фактуру зарегистрировал его в книге покупок, то он обязан внести в книгу покупок соответствующие изменения, связанные с аннулированием записи по счетам-фактурам, зарегистрированным в книге покупок до внесения в них исправлений.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации, неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Таким образом, налогоплательщик-покупатель после внесения изменений в книгу покупок в порядке, указанном выше, обязан представить в налоговый орган по месту постановки на учет уточненную налоговую декларацию за тот налоговый период, в который были внесены изменения в книгу покупок.

(Письмо ФНС РФ от 24 августа 2009 г. № 3-1-07/674)

Цена акций, получаемых как отступные, равна сумме долга.

Cпециалисты Минфина в письме № 03-03-06/2/164 от 01.09.2009 поясняют банку, порядок учета в целях налогообложения прибыли передачи акций по соглашению об отступном по договору цессии.

В письме отмечается, что в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ цена приобретения акций, получаемых в качестве отступного, будет равна сумме задолженности по оплате данного права требования, указанной в соглашении об отступном, списываемой при передаче отступного.

Вместе с тем статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной и натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для организаций в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Согласно положениям главы 25 НК РФ при передаче акций в порядке оплаты права требования в рамках заключения соглашения об отступном экономическая выгода не определяется.

(Письмо Минфина РФ от 1 сентября 2009 г. № 03-03-06/2/164)

ФНС уточняет порядок изменения места нахождения филиала.

ФНС РФ в своем письме № 3-6-03/345 от 21.08.2009 поясняет, что НК РФ и гражданским законодательством не определено, что понимается под изменением места нахождения филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации.

При этом НК РФ не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением мест их нахождения.

Таким образом, организация в случае изменения места нахождения филиала, должна выполнить следующие действия:

  • Письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о создании обособленного подразделения, а также о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение.
  • Представить Заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории РФ в налоговый орган, в котором организация состояла на учете по месту нахождения обособленного подразделения.
  • Подать Заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения в течение одного месяца со дня создания такового в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.
  • Представить в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (в частности, выписка из ЕГРЮЛ о создании филиала).

Кроме того, если к примеру с 01.06.2009 ОАО изменило место нахождения одного из обособленных подразделений, сальдо расчетов по ЕСН данного обособленного подразделения подлежит передаче в налоговый орган по месту нахождения организации.

При этом оснований для представления налоговой декларации по ЕСН за период с 1 января по 31 мая 2009 года в налоговый орган по месту нахождения вышеназванного обособленного подразделения не имеется, так как налоговый период по ЕСН у организации 31 мая указанного года не заканчивается.

С 01.06.2009 в налоговом органе по месту нахождения организации налоговые обязательства ОАО отражаются в карточках расчета с бюджетом с учетом переданного сальдо закрытого обособленного подразделения.

В отчетность по ЕСН, представляемую в налоговый орган по месту нахождения организации, начиная с расчета авансовых платежей за полугодие 2009 года, ОАО следует включить показатели, относящиеся к вышеуказанному закрытому обособленному подразделению.

Обособленное подразделение организации по новому месту нахождения должно в расчете авансовых платежей по ЕСН за полугодие 2009 года отразить в налоговой базе выплаты, начисленные в пользу работников начиная с 01.06.2009. При этом регрессивные ставки налога применяются исходя из налоговой базы, накопленной применительно к указанным физическим лицам за период с начала года.

(Письмо ФНС РФ от 21 августа 2009 г. № 3-6-03/345)

Авансовый отчет с нарушениями лишает права списать командировочные.

Расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом одним из обязательных условий уменьшения полученных доходов на сумму произведенных расходов является их подтверждение документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

По командировочным расходам хозяйственной операцией является признание организацией задолженности перед работником по суммам понесенных им расходов на командировку. Первичным документом, на основании которого принимается к учету данная хозяйственная операция, является утвержденный руководителем организации авансовый отчет.

В случае оформления авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, указанная в нем сумма расходов не может быть включена в состав расходов, как не имеющая надлежащего подтверждения.

При этом необходимо учитывать, что действующий порядок оформления документов, связанных с командированием работников, в качестве неотъемлемого приложения к авансовому отчету требует наличия следующих оправдательных документов:

  • командировочного удостоверения, оформленного надлежащим образом (форма № Т-10);
  • о найме жилого помещения;
  • о фактических расходах по проезду;
  • об иных расходах, связанных с командировкой.

Отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету, равно как и их ненадлежащее оформление, влечет за собой несоответствие авансового отчета требованиям законодательства РФ, что также не позволяет налогоплательщику учитывать соответствующие суммы командировочных расходов в уменьшение базы по налогу на прибыль.

Что касается других документов, которыми должна оформляться командировка, то есть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (формы № Т-9 и № Т-9а) и служебное задание (форма № Т-10а), то их наличие и оформление определяется внутренним документооборотом организации.

(Письмо ФНС РФ от 18 августа 2009 г. № 3-2-06/90)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.