Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налогообложение

Утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ), а также разработан порядок заполнения этой формы на бумажном носителе.

В новой форме нашли свое отражение изменения налогового законодательства, связанные с установлением новых налоговых вычетов по НДФЛ и изменением размеров ранее существующих вычетов.

Например, размер имущественного налогового вычета по НДФЛ при покупке (строительстве) жилья увеличен с 1 млн. до 2 млн. рублей (это распространяется на граждан, купивших (построивших) жилье с 1 января 2008 года). Кроме того, не облагается НДФЛ экономия на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, истраченными на приобретение жилья, если налогоплательщик имеет право на имущественный вычет в связи с его покупкой.

Некоторые изменения носят формальный характер. В частности, на первом листе не надо указывать, в какую инспекцию подается декларация - достаточно просто вписать ее код.

Приказ подлежит официальному опубликованию и применяется начиная с представления налоговых деклараций по НДФЛ за налоговый период 2008 года.

(Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. N 153н)

Утвержден перечень НИОКР, затраты на которые могут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций с применением повышающего коэффициента.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми с 1 января 2009 года налогоплательщики получают возможность признания в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, фактические затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) с коэффициентом 1,5 (абз. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ). Конкретный перечень НИОКР, по которым будет применяться данное правило, установлен Правительством РФ.

(Постановление Правительства РФ ОТ 24.12.2008 N 988)

Особого порядка уплаты налога на прибыль быть не должно.

Субъекты РФ не могут устанавливать особый порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Регионам предоставлено лишь право понижать до определенного уровня ставку данного налога для отдельных категорий налогоплательщиков, так как налог на прибыль является федеральным налогом, и НК РФ установлены объект налогообложения, налоговые базы и ставки этого налога.

(Письмо Минфина РФ от 23/12/2008 № 03-03-06/4/99)

Благотворительные организации от земельного налога освободят местные власти.

Общественные благотворительные организации не являются льготной категорией при уплате земельного налога, так как они не входят в Перечень категорий налогоплательщиков, определенный статьей 395 НК РФ.

Для решения вопроса об освобождении от уплаты земельного налога таким организациям следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого расположены земельные участки, принадлежащие этим организациям.

Представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, напомнил Минфин РФ.

(Письмо Минфина РФ от 29/12/2008 № 03-05-05-02/96)

Обучение работников вторым профессиям.

Если коллективным договором предусмотрено обучение работников вторым профессиям в рамках избранной профессии, например, "водитель" и "водитель-погрузчика" либо "кладовщик" и "лифтер" грузового лифта, то оплата обучения будет рассматриваться как компенсационная выплата, связанная с возмещением расходов на повышение профессионального уровня.

В случае оплаты работодателями за своих работников стоимости обучения, не связанного с повышением их образовательного уровня, указанные выплаты на основании пункта 2 статьи 211 НК РФ учитываются у работников при определении налоговой базы, облагаемой НДФЛ 13%.

(Письмо Минфина РФ от 23/12/2008 № 03-04-06-01/383)

Плата за образование сотрудника освобождается от НДФЛ.

С 1 января 2009 г. от НДФЛ освобождаются суммы платы за обучение сотрудника по основным и дополнительным образовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.

(Письмо Минфина РФ от 23/12/2008 № 03-04-06-01/384)

Налогообложение при выплате промежуточных дивидендов.

Если размер выплаченных промежуточных дивидендов оказался больше чистой прибыли, полученной акционерным обществом по итогам года, полученная разница признается доходом акционеров, который облагается налогом на прибыль (НДФЛ).

(Письмо Минфина РФ от 24/12/2008 № 03-03-06/1/721)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Неиспользование водного объекта не избавляет от уплаты налога.

ФАС Дальневосточного округа признал законным решение налогового органа о доначислении водного налога исходя из площади предоставленного в пользование водного пространства.

Из материалов дела следовало, что общество, оспаривая данное решение инспекции, указывало на отсутствие оснований для исчисления и уплаты водного налога с общей площади представленного водного объекта, поскольку оно фактически не использовало площадь водного объекта полностью.

Здесь ФАС отметил, что налоговая база при использовании акватории водных объектов определяется как площадь предоставленного водного пространства. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование, а в случае отсутствия в лицензии таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации. Согласно статье 333.13 НК РФ сумма водного налога исчисляется по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Таким образом, заключил ФАС, налоговый орган сделал правильный вывод о том, что сумма водного налога исчисляется, исходя из площади предоставленного в пользование водного пространства, и не зависит от фактического использования водного объекта.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 декабря 2008 г. N Ф03-5551/2008)

Неосуществление операций не мешает налоговому вычету.

ФАС Дальневосточного округа указал на необоснованность довода налогового органа о том, что при отсутствии операций, признаваемых объектом налогообложения, вычет НДС неправомерен.

Здесь ФАС отметил, что право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС обусловлено фактом уплаты НДС в составе цены за приобретаемый товар, его оприходования, а также наличия соответствующих документов у налогоплательщика.

Как следовало из материалов дела, общество для подтверждения вычетов по НДС представило в инспекцию агентский договор, отчеты агента, договоры с подрядчиками, акты сдачи-приемки работ, счета-фактуры, а также платежные поручения.

Так как, заключил ФАС, все условия для производства налогового вычета соблюдены и у инспекции нет претензий к оформлению счет-фактур, оснований считать заявленные вычеты завышенными у инспекции не имелось, поскольку реализация товаров по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является условием применения налоговых вычетов.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 декабря 2008 г. N Ф03-4904/2008)

Отсутствие поставщиков по указанным адресам не влечет отказа в вычете.

ФАС Дальневосточного округа признал незаконным решение инспекции об отказе артели в налоговом вычете по НДС на основании того, что в выставленных счетах-фактурах указаны недостоверные адреса поставщиков.

Исследовав спорные счета-фактуры, указал, что они содержат все необходимые реквизиты, поскольку отсутствие в период проведения камеральной налоговой проверки поставщиков по адресам, указанным в учредительных документах, само по себе не свидетельствует о наличии в данных счетах-фактурах недостоверных сведений. Кроме того, в счетах-фактурах указаны адреса, соответствующие адресам государственной регистрации юридических лиц - поставщиков.

При этом ФАС отметил, что свидетельств о том, что артель в отношениях с поставщиками действовала недобросовестно, без должной осмотрительности и осторожности или о его осведомленности о допущенных данными контрагентами нарушениях, судом не установлено.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 декабря 2008 г. N Ф03-5360/2008)

Уплата долга до вынесения решения исключает ответственность.

ВАС РФ подтвердил незаконность решения инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности после уплаты им существовавшей задолженности на основании статьи 123 НК РФ.

Материалы дела свидетельствовали о том, что до составления акта выездной налоговой проверки и до вынесения налоговым органом решения общество перечислило в бюджет имевшуюся задолженность по налогу на доходы физических лиц.

При таких обстоятельствах, отметил ВАС РФ, вывод об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности на основании статьи 123 НК РФ, которая не предусматривает ответственность за нарушение срока перечисления налога в бюджет, является верным и не противоречит установленным законом требованиям.

(Определение ВАС РФ от 26 декабря 2008 г. N ВАС-16598/08)

Стремление к необъективному увеличению доходов карается по закону.

Якутское УФАС по факту установления монопольно высокой цены на нефтепродукты привлекло к административной ответственности нефтяную компанию ОАО "Саханефтегазсбыт".

Как было выявлено в ходе проведенной проверки, руководство ОАО "Саханефтегазсбыт" издало ряд приказов, согласно которым цены реализации нефтепродуктов через АЗС компании были повышены по сравнению с ценами на других АЗС. При этом антимонопольщиками было установлено, что установленные ценовые показатели значительно превышают суммарный размер необходимых для производства и реализации указанного товара расходов и прибыли.

Данный факт позволил чиновникам квалифицировать действия руководства нефтяной компании в качестве стремления к получению необоснованных доходов в нарушение требования, установленного статьей 10 федерального закона о защите конкуренции, которая вводит запрет на определение монопольно высокой цены на нефтепродукты.

Ранее ОАО "Саханефтегазсбыт" уже признавалось виновным в нарушении антимонопольного законодательства по факту необоснованного прекращения выдачи своим контрагентам нефтепродуктов.


Вернуться в начало


Прочее

21 января 2009 года вступили в силу положения обновленной Конституции РФ.

В Основной закон внесены поправки, предусмотренные Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации".

Увеличен срок полномочий Президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента. Согласно Основному закону глава государства будет избираться на 6 лет (ранее - на 4 года), а депутаты Госдумы - на 5 лет (ранее - 4).

Кроме того, правительство обязано отчитываться перед Госдумой о своей работе. Отчеты будут публиковаться в "Российской газете" и "Парламентской газете". Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2008 г. N 8-ФКЗ соответствующие изменения внесены также и в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации".

Инициатором нововведений выступил Президент России Д. Медведев. Впервые с предложением о поправках к Конституции он обратился в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. 11 ноября в Госдуму были представлены соответствующие законопроекты. Госдума, региональные парламентарии и сенаторы одобрили предложенные изменения в Основной закон страны.

Утверждены Правила, устанавливающие порядок и условия государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, программу для ЭВМ, базу данных.

Правила, в частности, определяют перечень документов, необходимых для государственной регистрации договоров и изменений к ним, перечень документов для государственной регистрации расторжения зарегистрированного договора в одностороннем порядке, перечень документов для государственной регистрации перехода исключительного права без договора. Установлено, что рассмотрение заявления о государственной регистрации, регистрация или отказ в ней осуществляются в 2-месячный срок со дня поступления необходимых документов. Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляющим государственную регистрацию договоров, является Роспатент.

(Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 1020)

Уточнено содержание договоров аренды земельных участков, заключаемых с ОАО "Российские железные дороги".

В соответствии с изменениями, внесенными в "Правила пользования земельными участками...", установлено, что договор аренды земельного участка, заключаемый Росимуществом или его территориальным органом с ОАО "РЖД", должен содержать положения, предусматривающие обязанность арендатора (т.е. ОАО "РЖД") передавать часть арендованного земельного участка в субаренду не только собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на этом участке, как это было установлено ранее, но также и лицам, имеющим такие здания, строения и сооружения в хозяйственном ведении, по заявлениям этих лиц.

(Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1067)

Минфин РФ рассказал об изменениях в аудиторской деятельности.

Минфин РФ обнародовал Информационное сообщение для пользователей аудиторских услуг в связи с вступлением в силу Закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

С 1 января 2009 г. индивидуальный аудитор вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, за исключением организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах.

С 1 января 2010 г. аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги. Действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 г., не подлежат обязательному обмену.

Ведомство напомнило, что в соответствии Законом обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. рублей.

Также проводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой), консолидированной отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.