Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет

Упрощенцы вести бухучет обязаны, отчитываться – нет.

Письмом от 15.07.09 № ШС-22-3/566 ФНС России разъяснила, что налогоплательщики-"упрощенцы" не обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность.

При этом они согласны с мнением Минфина о том, что ООО и АО обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.

Однако обязанности по представлению отчетности в налоговые органы такие законы не устанавливают, подчеркивают налоговики.

Следовательно, налоговые органы не вправе привлекать эти организации к налоговой и административной ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 КоАП и частью 1 статьи 15.6 КоАП.

(Письмо ФНС России от 15.07.09 № ШС-22-3/566)


Вернуться в начало


Налогобложение

Уточнен порядок применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента.

Установлено, что с 1 января 2010 года налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан соответствующий патент, в следующих случаях: а) если в календарном году, в котором налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения на основе патента, его доходы превысили установленный для данной категории налогоплательщиков размер доходов, независимо от количества полученных в указанном году патентов; б) если в течение налогового периода допущено несоответствие требованиям к численности привлекаемых наемных работников.

Суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем, утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, в порядке, предусмотренном для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

(Федеральный закон от 19.07.2009 N 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса РФ")

Отдельные организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

В частности, изменениями, внесенными в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", предусмотрено, что названные категории организаций и индивидуальных предпринимателей, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 ("Сфера применения контрольно-кассовой техники", при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за товар (работу, услугу). Установлены обязательные сведения, которые должны содержаться в таком документе.

(Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты РФ")

Внесены изменения в главы Налогового кодекса РФ, регулирующие налогообложение налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций.

Изменения касаются норм, регулирующих особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды, порядок применения социальных и имущественных налоговых вычетов, особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами, а в отношении налога на прибыль организаций - норм, устанавливающих расходы, учитываемые при налогообложении (в данном случае - расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование).

(Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ")

Коэффициент, корректирующий налоговую ставку НДПИ в отношении нефти за июнь 2009 года, определен в размере 6,3267.

Величина данного коэффициента в мае 2009 года была ниже и составляла 5,1267. Увеличение коэффициента вызвано повышением среднего уровня цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья с 56,73 до 68,22 долл. США за баррель и снижением среднего значения курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода с 32,0652 до 31,0270.

(Письмо ФНС РФ от 16.07.2009 N ШС-22-3/573@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за июнь 2009 года")

К вопросу о выставлении счетов-фактур.

Письмом от 16.07.09 № 03-07-13/1/03 Минфин разъяснил, вопрос налогообложения НДС операций по реализации в Республику Беларусь товаров, приобретенных на территории Украины, а также оформления первичных документов по этим операциям.

Разъяснено, что при осуществлении операций по реализации товаров, НДС не облагаемых, в том числе местом реализации которых в соответствии со статьей 147 НК РФ территория РФ не признается, счета-фактуры не выставляются.

(Письмо Минфина РФ от 16.07.09 № 03-07-13/1/03)


Вернуться в начало


Правовые новости

Внесены изменения в законодательство об ипотеке.

Нежилое помещение, приобретенное полностью или частично за счет кредита или целевого займа, полученного у юридического лица, будет считаться заложенным с момента регистрации права собственности заемщика на помещение (если иное не предусмотрено ФЗ или договором). При этом залогодержателем является банк или юридическое лицо, выдавшие кредит (заем).

Аналогичные правила установлены в отношении приобретенных таким же образом зданий и сооружений с земельными участками, на которых они расположены.

Ранее такой порядок распространялся только на земельные участки, жилые дома и квартиры.

Всем заемщикам независимо от вида ипотеки, предоставляется право застраховать риск ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредита. Ранее таким правом обладали заемщики, выступающие залогодателями при ипотеке жилого дома или квартиры.

Кроме того, уточняется процедура обращения взыскания на заложенное имущество, если по условиям соглашения залогодержатель приобретает его, а в счет покупной цены засчитываются требования к должнику, обеспеченные ипотекой. В этом случае имущество будет приобретаться по рыночной стоимости, определенной по результатам оценки.

(Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)")

Новый федеральный закон определяет порядок рассмотрения так называемых корпоративных споров.

Корпоративные споры касаются создания, реорганизации и ликвидации юрлица; принадлежности акций, долей в уставном (складочном) капитале, паев членов кооперативов; эмиссии ценных бумаг; обжалования решений органов управления. Сюда же входят споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале ООО.

Данные споры рассматриваются в арбитражном суде.

Предусмотрен общий порядок искового производства. Исключения составляют отдельные категории дел. Можно будет применять, в том числе, правила заключения мирового соглашения.

Юрлицо должно извещаться обо всех существенных фактах судебного производства. В свою очередь оно обязано обеспечить своим акционерам (участникам, членам) доступ к указанной информации. За нарушение этих правил наступает административная ответственность.

Установлен специальный порядок обжалования определений, принимаемых судом в ходе рассмотрения дела. Сокращен срок обжалования.

Введена процедура обращения в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов других лиц по их просьбе.

Уточнены процедуры приостановления эмиссии ценных бумаг, признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

(Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Зарегистрировать НКО стало проще.

Федеральным законом от 17.07.09 № 170-ФЗ упрощена процедура государственной регистрации некоммерческих организаций.

Теперь, например, Минюст России не будет требовать документы, не предусмотренные законом о некоммерческих организациях.

Из оснований для отказа в регистрации исключено такое основание, как угроза целей и задач создания такого филиала или представительства национальному единству, самобытности и культурному наследию России.

Если представленные на регистрацию документы имеют пороки оформления, то отказ в регистрации следует не сразу. Госрегистрация приостанавливается до устранения нарушений (но не более чем на три месяца).

Для принятия решения об отказе в госрегистрации некоммерческой организации дается 14 дней, для уведомления заявителя об отказе или приостановлении госрегистрации - 3 дня.

(Федеральный закон от 17.07.09 № 170-ФЗ)

У приставов прибавилось полномочий.

Если есть необходимость осуществить привод лица, уклоняющегося от явки в суд, пристав (из подразделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов) вправе входить в жилые помещения.

Кроме того, такие приставы вправе теперь проверять у граждан документы (ранее такими полномочиями были наделены только милиционеры).

(По материалам сайта taxhelp.ru)

Внесены изменения в закон о конкуренции.

Федеральным законом от 17.07.09 № 164-ФЗ внесены изменения в закон о защите конкуренции.

Теперь в законе содержатся условия, совокупность которых дает основания признать положение хозяйствующего субъекта доминирующим, даже если его доля на рынке товара менее 35% (при превышении доли других субъектов). Как-то:

  • хозсубъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара;
  • он может влиять на общие условия реализации товара;
  • затруднен доступ на товарный рынок новых конкурентов;
  • реализуемый товар относится к незаменяемым;
  • изменение цены товаров не обусловлено изменением спроса на него.

(Федеральный закон от 17.07.09 № 164-ФЗ)

Установлены нормы расходов в виде потерь от падежа птицы и животных.

Нормы расходов утверждены, в частности, в отношении перепелов, цесарок, индеек, кур, свиней, буйволов, маралов, оленей, верблюдов, ослов, кроликов, коз, хорьков, нутрий. Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу.

(Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 N 560 "О нормах расходов в виде потерь от падежа птицы и животных")

Установлен порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы.

В соответствии с утвержденным Положением Росохранкультура организует проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия Правительством РФ решений, в частности, о включении в единый государственный реестр объекта культурного наследия; об отнесении объекта культурного наследия федерального значения к особо ценным объектам наследия народов РФ; об отнесении достопримечательного места к историко-культурным заповедникам федерального значения; о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета. Положение определяет порядок проведения экспертизы, устанавливает перечень представляемых экспертам документов и порядок их рассмотрения, регламентирует порядок определения размера оплаты экспертизы, предусматривает порядок назначения повторной экспертизы.

(Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе")

В соответствии с федеральным законом Правительство РФ регламентировало уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности.

С 1 июля 2009 года вступили в силу нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующие уведомительный порядок осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в сферах торговли, бытовых услуг и производства потребительских товаров.

В соответствии с указанным Законом Правительство РФ утвердило перечень работ и услуг, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление, порядок представления и учета уведомлений, и определило федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные принимать и учитывать уведомления (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное медико-биологическое агентство).

(Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности")

Не позднее 1 марта 2011 года в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции начнут выдаваться водительские удостоверения нового образца.

Новое водительское удостоверение представляет собой пластиковую карточку размером 85,6 x 54 мм. Новый документ будет иметь плавный цветовой переход из голубой цветовой гаммы в розовую. В удостоверении появится штрих-код, необходимый для автоматизированного учета. На оборотной стороне будут представлены категории и соответствующие пиктограммы транспортных средств, на право управления которыми может выдаваться удостоверение, включающие в себя помимо известных "A", "B", "C", "D" также "BE", "CE" и "DE". Также в удостоверении будут указываться дата получения права на управление транспортным средством соответствующей категории, дата окончания срока действия удостоверения для соответствующей категории транспортных средств, ограничения права на управление транспортными средствами соответствующей категории. На новых удостоверениях разрешается фотографироваться в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов. Установлено, что используемые в настоящее время водительские удостоверения действительны до окончания указанного в них срока действия. В приложениях к Приказу приведено описание образца водительского удостоверения, порядок оформления удостоверения при его выдаче, перечень цифровых кодов регионов РФ, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств.

(Приказ МВД РФ от 13.05.2009 N 365 "О введении в действие водительского удостоверения")

Внесены изменения в законодательные нормы, регулирующие инвестирование средств пенсионных накоплений.

Уточнен порядок перехода застрахованного лица из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд РФ с сохранением выбранного им инвестиционного портфеля и порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд, при переходе застрахованного лица в негосударственный пенсионный фонд. Уточнены также, в частности, регламентация структуры инвестиционного портфеля и порядок выплаты вознаграждения управляющей компании по результатам доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

(Федеральный закон от 18.07.2009 N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ")

Уточнен порядок регистрации нотариусов, занимающихся частной практикой, в качестве страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда РФ и территориальных фондах обязательного медицинского страхования.

В настоящее время регистрация страхователей - нотариусов в территориальных органах ПФ РФ и территориальных фондах ОМС осуществляется на основании представляемого в установленный срок со дня получения лицензии на право нотариальной деятельности заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с заявлением копий лицензии на право нотариальной деятельности, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства, а также постановку его на учет в налоговом органе. Вместе с тем получение лицензии на право нотариальной деятельности не означает начала осуществления соответствующей деятельности, а является одним из условий для наделения лица в установленном порядке соответствующими полномочиями. Согласно статьям 2 и 12 Основ законодательства РФ о нотариате, для осуществления нотариальной деятельности лицом, имеющим лицензию на право нотариальной деятельности, требуется его назначение на должность нотариуса - наделение его полномочиями на совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации. Таким образом, обязанность нотариусов, занимающихся частной практикой, регистрироваться в качестве страхователей в территориальных органах ПФ РФ и территориальных фондах ОМС в установленный срок должна возникать со дня назначения на должность нотариуса, а не со дня получения лицензии на право нотариальной деятельности. В связи с этим соответствующие изменения внесены в Закон РФ от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

(Федеральный закон от 18.07.2009 N 185-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 9.1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" и статью 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ")

Внесены изменения в порядок осуществления бюджетного процесса.

Установлено, что Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов не позднее 1 октября 2009 года. При этом проект федерального закона о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября 2009 года. Определен предмет рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и регламентирован порядок его рассмотрения Государственной Думой.

Кроме этого, в частности, приостановлено действие отдельных норм Бюджетного кодекса РФ, в т.ч. регулирующих порядок внесения федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных актов, вносящих изменения в законодательные акты и муниципальные правовые акты, приводящие к изменению доходов бюджетов, а также регулирующих предоставление субвенций и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов, и т.д.

(Федеральный закон от 19.07.2009 N 192-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и статью 45 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)")

Внесены изменения в отдельные законодательные акты, регулирующие институт юридических лиц.

Уточнены нормы, устанавливающие, в частности, порядок оформления сделок по передаче доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, и нормы, регулирующие ведение документации и отчетности сельскохозяйственного кооператива. Установлен порядок обжалования решений органов управления сельскохозяйственным кооперативом. Внесены изменения в статьи Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующие, в частности, ведение реестра акционеров, порядок принятия решений общего собрания акционеров (в т.ч. порядок обжалования решения общего собрания в суд), а также устанавливающие полномочия коллегиального исполнительного органа общества. Арбитражный процессуальный кодекс РФ дополнен главой, регулирующей рассмотрение дел по корпоративным спорам (в указанный Кодекс внесены и другие изменения).

(Федеральный закон от 19.07.2009 N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ")

Госслужащий должен сообщать обо всех фактах предложения взятки.

Президент подписал указ, который актуализировал общие принципы поведения государственных служащих.

Так, госслужащий обязан уведомлять представителя нанимателя, прокуратуру и т. д. обо всех случаях обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

(Служба новостей TaxHelp.RU)


Вернуться в начало


Судебная практика

Пропуск срока на бесспорное взыскание обойти нельзя.

Инспекция направила налогоплательщику требование об уплате налога. В связи с неисполнением налогоплательщиком указанного требования инспекция приняла решение о взыскании налога за счет денежных средств общества, находящихся на счетах в банках.

Однако в виду того, что инспекция приняла указанное решение с нарушением двухмесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, то практически сразу налоговый орган принял новое решение – о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Налоговая инспекция полагала, что поступает правомерно, поскольку согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ налоговый орган может принять решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Суд посчитал, что Налоговый кодекс предусматривает в качестве последствия пропуска срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, утрату налоговым органом права на бесспорное взыскание налогов. При этом у налогового права возникает право обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Отсюда следует, что при наличии решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, вынесенного с пропуском срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, у инспекции отсутствовало право на взыскание пеней за счет имущества налогоплательщика порядке, установленном пунктом 1 статьи 47 Кодекса. В противном случае норма пункта 3 статьи 47 Налогового кодекса РФ о последствиях нарушения двухмесячного срока не имела бы смысла, поскольку позволяла бы налоговым органам легко обходить установленное в указанной норме предписание о необходимости судебного взыскания налогов.

(Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.07.2009 N 2599/09)

При взыскании заработной платы НДФЛ не удерживается.

Работниками организации взыскана заработная плата на основании судебных решений и решений комиссии по трудовым спорам через подразделения службы судебных приставов-исполнителей. Организация привлечена к ответственности по ст. 123 НК РФ за неперечисление в бюджет НДФЛ с полученных работниками сумм.

Привлечение организации к ответственности является неправомерным. Заработная плата выплачена работникам через службу судебных приставов. Между тем, исходя из п. 4 ст. 226 НК РФ, если налоговый агент не является источником фактической выплаты, то исчисление и уплату налога в соответствии с гл. 23 НК РФ налоговый агент производить не должен. В п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплаченных налогоплательщику денежных средств.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2009 N А42-5557/2008)

Ущерб при пожаре может подтверждаться справкой МЧС.

Организация обратилась в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущества на основании подп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ в связи с произошедшим пожаром, признанным чрезвычайной ситуацией техногенного характера. Налоговый орган отказал в предоставлении отсрочки, указав, что представленное обществом заключение органов МЧС России не является надлежащим документом, подтверждающим размер понесенного материального ущерба.

Отказ налогового органа в предоставлении отсрочки является неправомерным. Пункт 2.1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@) не разъясняет, какие органы уполномочены заверять справку о сумме нанесенного ущерба. Выдача заключений, подтверждающих размер ущерба, причиненного чрезвычайными ситуациями, в том числе пожаром, не выходит за рамки компетенции органов МЧС России.

(Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.04.2009 N А17-4214/2008)


Вернуться в начало


Таможня

Нефть, добываемая на тринадцати месторождениях Восточной Сибири, девять месяцев будет экспортироваться беспошлинно.

Постановление, опубликованное на сайте правительства РФ, дает перечень из тринадцати месторождений: Ванкорское, Юрубчено-Тохомское, Талаканское месторождения (в том числе Восточный блок), Алинское, Среднеботуобинское, Дулисьминское, Верхнечонское, Куюмбинское, Северо-Талаканское, Восточно-Алинское, Пилюдинское, Станахское, Верхнепеледуйское газоконденсатное месторождение.

Специальная пошлина вводится сроком на девять месяцев.

(Служба новостей TaxHelp.RU)


Вернуться в начало


Финансы

Установлен порядок определения финансового положения юридических лиц в целях получения ими согласия Банка России на приобретение акций кредитных организаций.

Утвержденным "Положением" определены условия, при которых финансовое положение юридического лица признается удовлетворительным, и условия, при которых оценка финансового положения юридического лица может проводиться территориальным учреждением Банка России либо кредитной организацией самостоятельно. Установлены особенности оценки финансового положения при решении вопроса о государственной регистрации, создаваемой путем учреждения кредитной организации, и о выдаче предварительного согласия Банка России, порядок оценки финансового положения в целях установления достаточности скорректированных чистых активов (собственных средств) юридического лица, порядок оценки финансового положения в целях установления удовлетворительности финансового положения юридического лица, особенности оценки финансового положения (экономического положения) кредитных организаций, порядок составления заключения о финансовом положении юридического лица.

(Положение ЦБ РФ от 19.06.2009 N 337-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации")

Прием средств для оплаты связи, коммуналки и ЖКХ НДС не облагается.

Минфин разъяснил, что прием банками денежных средств физических лиц в счет оплаты услуг связи, коммунальных услуг и услуг по обслуживанию жилищного фонда и безналичные переводы этих денежных средств на открытые в этом или ином банке банковские счета организаций, реализующих физическим лицам данные услуги, относятся к банковским операциям.

Следовательно, разъяснил Минфин, такие операции освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС).

Таким образом, плата (комиссионное вознаграждение), взимаемая банком с организаций - получателей денежных средств в соответствии с заключенными с ними договорами о приеме и перечислении указанных денежных средств, налогом на добавленную стоимость не облагается.

(Письмо Минфина РФ от 07.07.09 № 03-07-05/29)

Федеральным законом регламентированы новые меры, направленные на поддержание стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков.

Установлено, что Российская Федерация вправе осуществлять меры по повышению капитализации банковских кредитных организаций, являющихся акционерными обществами, путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции таких банков. Данным Федеральным законом подробно регламентирована процедура повышения капитализации банков таким путем, включающая в себя размещение банком привилегированных акций, эмиссию Российской Федерацией облигаций федерального займа, и заключение договора мены привилегированных акций на облигации федерального займа.

(Федеральный закон от 18.07.2009 N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг РФ для повышения капитализации банков")

С 13 июля 2009 г. изменены размеры ставок по кредитам, выдаваемым кредитным организациям под обеспечение активами или поручительствами.

По кредитам на срок до 90 календарных дней ставка составляет 10% годовых вместо 10,5%, на срок от 91 до 180 календарных дней - 10,5% годовых (ранее - 11%), а на срок от 181 до 365 календарных дней - 11% годовых (прежде - 11,5%).

Это обусловлено снижением учетной ставки ЦБР.

Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу со дня его подписания.

(Указание ЦБР от 10 июля 2009 г. N 2263-У "О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами")

Снижаются процентные ставки по ломбардным кредитам ЦБР, предоставляемым на 1, 7 и 30 календарных дней.

Ставка рефинансирования с 13 июля 2009 г. составляет 11%, вместо установленных ранее 11,5%.

В связи с этим с 10,5% до 10% снижаются процентные ставки по ломбардным кредитам ЦБР, предоставляемым на 1, 7 и 30 календарных дней.

Данные кредиты предоставляются банкам в рублях в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы. Обеспечением этих кредитов является залог (блокировка) ценных бумаг, включенных в ломбардный список.

Указание вступает в силу со дня подписания.

(Указание ЦБР от 10 июля 2009 г. N 2262-У "О размере процентных ставок по ломбардным кредитам Банка России")

В связи с изменением с 13 июля 2009 г. учетной ставки ЦБР уменьшены процентные ставки по депозитным операциям Банка России.

Так, ставка по операциям на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст" и "до востребования" теперь составляет 5,75 % годовых (вместо 6,25 % годовых), а на условиях "одна неделя" и "спот-неделя" — 6,25 % годовых (ранее — 5,75 % годовых).

(Указание ЦБР от 10 июля 2009 г. N 2261-У "О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России")

Уменьшение ставки по кредиту овернайт.

С 13 июля 2009 г. ставка рефинансирования ЦБР была снижена на 0,5 процентных пункта. Аналогичным образом уменьшена процентная ставка по кредиту овернайт. Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу со дня его подписания.

(Указание ЦБР от 10 июля 2009 г. N 2260-У "О размере процентной ставки по кредиту овернайт Банка России")


Вернуться в начало


Прочее

Оставленное имущество – все равно что ликвидированное.

При переезде в новый офис налогоплательщик оставил в локальную сеть. Как списать такое имущество?

Как разъяснил Минфин России, списание такого не полностью амортизированного имущества возможно только при его реализации или ликвидации.

Ликвидация, напомнили финансисты, осуществляется в результате:

  • списания в случае морального и (или) физического износа;
  • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, вызванных форс-мажорными обстоятельствами;
  • по другим аналогичным причинам.

(Письмо Минфина РФ от 09.07.09 № 03-03-06/1/454)

Как учесть затраты на озеленение территории.

Если такая обязанность предусмотрена СанПиН 2.1.3.1375-03.

Письмом Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443 разъяснено, что расходы санатория по озеленению своей территории могут рассматриваться в качестве обоснованных расходов, так как напрямую связаны с обеспечением нормальных условий отдыха. Т. е. для деятельности, направленной на получение дохода.

Указанные затраты должны рассматриваться в качестве амортизируемого имущества, в случае если они удовлетворяют критериям, установленным в статье 256 НК РФ. В противном случае такие затраты учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443)

Предприниматель-упрощенец обойдется без налоговых вычетов.

ПБОЮЛ, применяющий "упрощенку", не вправе получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ по приобретенному для использованию в предпринимательской деятельности нежилому помещению.

Причем, как разъяснил Минфин, ситуацию не меняет даже тот факт, что ПБОЮЛ ранее не относил стоимость помещения на расходы, уменьшающие налоговую базу.

(Письмо Минфина России от 06.07.09 № 03-04-05-01/531)

Налоговики разъяснили порядок представления инвестиционного налогового кредита.

Приказом ФНС России от 05.02.09 № ММ-7-1/51 внесены поправки в приказ ФНС России от 21.11.06 № САЭ-3-19/798.

Налоговики разъяснили, в частности, что инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль организаций может обеспечиваться залогом имущества, который оформляется между налоговым органом и залогодателем (ст. 73 НК РФ).

(Приказ ФНС России от 05.02.09 № ММ-7-1/51)

Акт – основание для налогового вычета.

Если в предыдущих налоговых периодах прав на получение имущественного налогового вычета не возникло, то он не может быть предоставлен в отношении доходов, полученных за 2008 год.

Письмом от 02.07.09 № 03-04-05-01/518 разъяснено, что если акт о передаче квартиры будет подписан в 2009 год, то имущественный налоговый вычет в размере до 2 000 000 руб. может быть получен налогоплательщиком при подаче декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009 год.

При этом неиспользованный остаток имущественного налогового вычета переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования.

(Письмо Минфина РФ от 02.07.09 № 03-04-05-01/518)

Обязанность заполнять декларацию лежит на законном представителе.

Письмом от 23.04.09 № 3-5-04/495 ФНС России разъяснила, что от имени несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 18 лет, получившего доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, налоговую декларацию заполняет его родитель (опекун, попечитель) как законный представитель ребенка.

Уплату налога от имени ребенка осуществляет также его родитель как законный представитель. Ответственность за неуплату налогов несет также его законный представитель.

(Письмо ФНС России от 23.04.09 № 3-5-04/495)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.