Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет

Утверждены формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядок их заполнения".

В связи с изменением порядка определения доходов и расходов при применении УСН установлены новая форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, и порядок ее заполнения.

Так, при определении индивидуальным предпринимателем объекта налогообложения с 1 января 2009 г. не учитываются доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 35% (превышающие установленные размеры выигрыши, доходы по банковским вкладам, суммы экономии на процентах при получении заемных средств). Налогоплательщики вправе учесть при определении налоговой базы расходы на обязательное страхование ответственности. Расширены права налогоплательщиков по переносу убытков. Изменился порядок исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения.

С 1 января 2009 г. индивидуальные предприниматели, применяющие УСН на основе патента, обязаны вести налоговый учет только в отношении доходов. Поэтому для них предусмотрена отдельная Книга учета доходов. Приведен порядок ее заполнения.

Приказ вступает в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

(Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. N 154н)

Ведение бюджетного учета регламентировано новой Инструкцией.

Действие новой Инструкции по бюджетному учету распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. В Инструкции более четко прописаны лица, обязанные руководствоваться ее положениями при ведении бюджетного учета: разграничены понятия "учреждения", "финансовые органы" (органы, осуществляющие составление и исполнение бюджета) и "органы казначейства" (органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы). Инструкция устанавливает перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение N 1 к Инструкции). Нововведения коснулись также порядка определения первоначальной стоимости нефинансовых активов и порядка проведения переоценки таких активов. Предусмотрена возможность начисления амортизации библиотечного фонда. В План счетов введен новый счет для обособления имущества казны. В приложении к Инструкции содержатся унифицированные формы первичных учетных документов.

(Приказ Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету")

Для учреждений культуры утверждены блинки строгой отчетности.

Утверждены формы бланков строгой отчетности "Билет", "Абонемент" и "Экскурсионная путевка", используемые учреждениями культуры при оказании услуг населению без применения контрольно-кассовой техники.

Бланки содержат следующие обязательные реквизиты: наименование документа, шестизначный номер и серия; наименование, организационно-правовая форма, место нахождения и ИНН организации; вид и стоимость услуги. Указанные бланки строгой отчетности могут применяться театрально-зрелищными и цирковыми предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т. д.

(Приказ Министерства культуры РФ от 17 декабря 2008 г. N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности")


Вернуться в начало


Налогообложение

Уплата налогов. Отчетность.

Напоминаем, что 2 марта истекает срок уплаты 2-го ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль за I квартал 2009 года. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, подают налоговую декларацию и уплачивают авансовый платеж за январь 2009 года. Налоговые агенты представляют расчеты по итогам отчетного периода.

По НДПИ нужно представить декларацию за январь 2009 года, по пенсионным взносам - сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц.

Кроме того, лесопользователи представляют перерасчет лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, по лесосечному фонду 2008 года.

Меры, направленные против уклонения от налогообложения.

ФНС России в письме от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 проинформировала по вопросам ответственности, в том числе материальной, налогового органа за необоснованный отказ в возмещении НДС, законодательного закрепления понятий "должная осмотрительность" и "добросовестность", а также введению моратория на внеплановые выездные налоговые проверки на 6 месяцев. К письму прилагаются таблицы "Меры, направленные против уклонения от налогообложения", "Распределение бремени доказывания между налоговыми органами и налогоплательщиками в различных странах".

(Письмо ФНС России от 23.01.2009 № ШС-21-3/40)

ЕНВД: утверждены форматы заявлений о постановке на учет и снятии с учета.

ФНС России утверждены форматы заявлений о постановке на учет и снятии с учета организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронном виде (версия 5.01).

(Приказ ФНС России от 18.02.2009. № ММ-7-6/76@)

Минсельхоз утвердил нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян различных культур при хранении.

Приказом Минсельхоза России установлено, что потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей учитываются в составе материальных расходов при исчислении налога на прибыль организаций в пределах норм естественной убыли.

Для указанных целей установлены нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян различных культур при хранении.

Нормы естественной убыли при хранении зерна и семян дифференцированы применительно к условиям трех климатических групп.

(Приказ Минсельхоза России от 14.01.09 № 3 (зарег. Минюстом России от 16.02.09 № 13359)

Утверждена форма декларации по НДПИ.

Приказом Минфина России от 31.12.08 № 158н утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и порядок ее заполнения.

(Приказ Минфина РФ от 31.12.08 № 158н )

Как определить нормы расхода топлива, советует Минфин.

Как определить нормы расхода топлива в случае, если нормы расхода топлива для данного автомобиля распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р не утверждены.

В письме от 14.01.09 № 03-03-06/1/6 Минфин советует в таких случаях при определении норм расхода топлива организации руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

(Приказ Минфина РФ 14.01.09 № 03-03-06/1/6)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

Президиум ВАС РФ: "Возникновение права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием, предоставляющим исключительное право на выкуп земельного участка, на котором находится указанный объект".

Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) на основании договора купли-продажи приобрело в собственность объект незавершенного строительства, готовый на 52 процента. На обращение Общества с заявлением о продаже ему участка, на котором расположен объект, в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса РФ, мэрия ему отказала.

Президиум ВАС РФ отметил, что, хотя в статье 36 Земельного кодекса РФ (исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности) не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в Законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".К настоящему делу данные случаи не относятся.

При предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений статьи 36 Земельного кодекса РФ к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08)

Из норм налогового законодательства не следует, что установленное законом право на применение ускоренной амортизации зависит от утверждения его приказом об учетной политике налогоплательщика.

Налогоплательщик направил в налоговую инспекцию заявление с просьбой вернуть излишне уплаченный налог на прибыль и уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2006-2008 гг. Подача деклараций по налогу на прибыль была вызвана тем, что при составлении первоначальных деклараций по налогу на прибыль налогоплательщик не использовал предусмотренное п. 7 ст. 259 НК РФ право на применение специального коэффициента к норме амортизации по основным средствам, работающим в сменности и (или) находящимся в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой.

Налоговый орган отказался вернуть переплату. Основанием для отказа стал вывод инспекции о неправомерности применения налогоплательщиком повышающего коэффициента амортизации, установленного п. 7 ст. 259 НК РФ, ввиду того, что в учетной политике налогоплательщика на 2006-2008 года право на применение специального коэффициента не было закреплено.

Суд сказал, что ни одна норма НК РФ не требует от налогоплательщика фиксировать в учетной политике коэффициент амортизации. Налогоплательщик должен закрепить в учетной политике только метод начисления амортизации. Применение специального коэффициента "2" не является изменением метода амортизации, а потому налогоплательщик был вправе реализовать свое право на ускоренный порядок начисления уже существующей нормы амортизации без какого-либо специального закрепления этого обстоятельства в учетной политике.

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 октября 2008 г. № Ф09-7703/08-С3)


Вернуться в начало


Финансы

Определен порядок представления кредитной организацией информации назначенным в эту кредитную организацию уполномоченным представителям Банка России.

ЦБ РФ установил сроки представления отчетности и указал формы отчетности, с использованием которых кредитная организация должна представлять информацию, в частности о сделках со своим имуществом, сделках со своими аффилированными лицами, об исполнении обязательств по полученным кредитам, переводе средств в иностранные банки и т.д., уполномоченным Банка России, назначенным в эту кредитную организацию в связи с получением ею субординированных кредитов от Банка России или Внешэкономбанка либо в связи с размещением в данной кредитной организации средств федерального бюджета.

(Указание ЦБ РФ от 09.02.2009 N 2181-У "О порядке представления кредитными организациями информации и документов уполномоченным представителям Банка России")

Разработан порядок составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В Методических рекомендациях, направленных для использования в работе кредитных организаций при составлении финансовой отчетности за 2008 год, учтены требования действующих международных стандартов финансовой отчетности по состоянию на 1 января 2008 года. Состав консолидированной и неконсолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО не изменился и включает: баланс на отчетную дату; отчет о прибылях и убытках за отчетный период; отчет об изменениях в собственном капитале за отчетный период; отчет о движении денежных средств за отчетный период; примечания, включая краткое описание существенных принципов учетной политики по составлению финансовой отчетности и прочие пояснительные примечания. Примерные формы документов, составляющих отчетность, приведены в приложении N 1 к Методическим рекомендациям. Как и ранее, консолидированная и неконсолидированная финансовая отчетность подтверждается аудиторской организацией. При этом уточнено, что исключением является неконсолидированная финансовая отчетность материнских кредитных организаций в случае составления консолидированной финансовой отчетности. Рекомендации, касающиеся опубликования, а также представления и использования финансовой отчетности, не изменились. Отменено Письмо ЦБ РФ от 30.05.2008 N 51-Т, содержащее ранее применяемые Методические рекомендации.

(Письмо ЦБ РФ ОТ 16.02.2009 N 24-Т"О методических рекомендациях "о порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности")

Расширен перечень организаций, обязанных по векселям, правам требования по кредитным договорам, принимаемым в обеспечение кредитов Банка России.

В перечень организаций, утвержденный Банком России в соответствии с подпунктом 3.6.1 пункта 3.6 Положения ЦБ РФ от 12.11.2007 N 312-П, включены 53 организации, в частности: ЗАО "Строительное управление N 155"; ОАО "Аэропорт Пулково"; ОАО "Группа Компаний ПИК"; ОАО "КАМАЗ".

(Письмо ЦБ РФ от 12.02.2009 N 22-Т "О перечне организаций")

Совет директоров Банка России установил новые требования к величине собственных средств (капитала) кредитных организаций, с которыми Банк России заключает Соглашения о компенсации части убытков (расходов), возникших у них на межбанковском рынке.

Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщил, что уровень собственных средств (капитала) кредитной организации должен составлять не менее 20 млрд. рублей по состоянию на последнюю отчетную дату. После принятия 9 февраля 2009 года Советом директоров Банка России указанного решения Банк России направил предложения о заключении Соглашений следующим кредитным организациям: ОАО "УРСА Банк", ОАО "Банк "Санкт-Петербург", ОАО Банк "Петрокоммерц", ЗАО "Международный Промышленный Банк", ОАО "ТрансКредитБанк", АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО), ОАО "АК БАРС" БАНК.

(Информация ЦБ РФ от 11.02.2009)


Вернуться в начало


Таможня

С 1 марта 2009 года повышаются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

В частности, ставка пошлины для нефти сырой составит 115,3 доллара США за 1000 кг (в настоящее время - 100,9 доллара США за 1000 кг). Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 48,5 доллара США (сейчас - 43,2 доллара США за 1000 кг). С 80,3 доллара США до 90 долларов США за 1000 кг повышена ставка пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы. Ставки пошлин на товары, классифицируемые кодами 2711 12 - 2711 19 000 0 ТН ВЭД РФ (пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы) остались на прежнем уровне, то есть равными нулю.

(Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 143 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

В целях упорядочения нормативной правовой базы признан утратившим силу ряд нормативных правовых актов ФТС РФ.

Признаны утратившими силу Приказ ГТК РФ от 16.01.2004 N 29 "О применении таможенных карт", Приказ ФТС РФ от 23.06.2008 N 757 "О внесении изменения в Приказ ГТК России от 16 января 2004 г. N 29", Приказ ГТК РФ от 18.01.2001 N 51 "Об использовании таможенных карт при получении акцизных марок".

(Приказ ФТС РФ ОТ 27.01.2009 N 69 "О признании утратившими силу некоторых правовых актов ГТК (ФТС) России")


Вернуться в начало


Прочее

Больничные, превышающие лимиты, можно учесть в расходах по налогу на прибыль.

Минфин РФ указывает: необходимо, чтобы такие надбавки были предусмотрены локальными нормативными актами, трудовыми контрактами или коллективными договорами.

Как напомнил Минфин, максимальный размер пособия по больничному листу, выплачиваемый за счет средств ФСС России, на 2009 год и на плановый период 2010-го и 2011 годов - 18 720 руб., 20 030 руб. и 21 390 руб.

(Письмо Минфина РФ от 12.02.09 № 03-03-06/1/62)

Минфин разъяснил порядок учета амортизационной премии.

Как разъяснили финансисты, на основании пункта 9 статьи 258 НК РФ налогоплательщики имеют право включать амортизационную премию в состав расходов отчетного (налогового) периода.

В то же время, как разъясненного в письме Минфина России от 23.01.09 № 03-03-06/1/30, если основное средство было реализовано ранее пяти лет с момента введения его в эксплуатацию, то сумма амортизационной премии, включенная в состав расходов, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

(Письмо Минфина России от 23.01.09 № 03-03-06/1/30)

Как представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на имущество организаци, если имущество подлежит налогообложению в пределах одного муниципального района (городского округа).

Письмом Минфина РФ разъяснено, что одна налоговая декларация (расчет) может заполняться в случаях, если организация и (или) обособленное подразделение и (или) объект недвижимого имущества находятся:

  • на территории субъекта РФ, в бюджет которого полностью зачисляются платежи по налогу;
  • на территории муниципального образования, в бюджет которого полностью или частично в соответствии с законодательный актом субъекта Российской Федерации зачисляются платежи по налогу;
  • на территориях нескольких муниципальных образований, в бюджет которых полностью или частично зачисляются платежи по налогу, находящихся в ведении одного налогового органа.

Одна налоговая декларация (расчет) в отношении имущества, подлежащего налогообложению в пределах одного муниципального района, может заполняться только в случае, если отсутствует решение представительного органа муниципального района о зачислении доходов от налога на имущество организаций в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, по установленным нормативам отчислений от доходов от налога на имущество организаций, подлежащих зачислению в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов.

(Письмо Минфина РФ от 12.02.09 № 03-05-04-01/08)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.