Мониторинг изменений за период 23.03.09 - 27.03.09



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет

Минфин изменяет правила бухгалтерского учета.

Минфин подготовил законопроект, который принудит участников финансового рынка показать реальное положение вещей - в частности, лишит возможности сокрытия убытков, полученных от вложений в обесценивающиеся активы.

Как сообщил на заседании комитета по финансовому рынку Госдумы директор департамента регулирования финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Леонид Шнейдман, из закона о бухгалтерском учете предполагается исключить возможность неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественные и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием.

(по материалам Службы новостей TaxHelp.RU)

Утверждена новая форма статистического наблюдения.

Утверждена форма, по которой крупные и средние организации должны отчитываться о распределении численности работников по размерам заработной платы.

В эту форму включаются данные за один месяц по численности работников (исходя из оклада, который они получают, и особенностей исполнения трудовых обязанностей - вахтовый метод, совместительство и т. д.).

Форма подается один раз в два года и будет введена в действие с отчета за апрель 2009 года. Представляется в органы статистики до 25 января после окончания отчетного периода.

(Приказ Росстата от 12.02.09 № 25)


Вернуться в начало


Налогообложение

Когда представление "бумажной" декларации не освобождает от подачи декларации "электронной".

Вправе ли налогоплательщик представлять в налоговый орган налоговые декларации в электронном виде на магнитном носителе (дискете) с одновременной подачей декларации на бумажном носителе без использования телекоммуникационных каналов связи.

Как разъяснено письмом Минфина России от 10.03.09 № 03-02-07/1-119, если для определенной категории НК РФ закрепил обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, то обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде исполняется передачей соответствующих данных по телекоммуникационным каналам связи.

(Письмо Минфина России от 10.03.09 № 03-02-07/1-119)

Внесены изменения в перечень премий, освобождаемых от налогообложения НДФЛ.

Так, раздел "Премии в области культуры, литературы, искусства и средств массовой информации" перечня международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 N 89, дополнен новой позицией - "Премия "Русский Букер".

(Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 N 239 "О внесении изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению")

Разработаны рекомендуемые типовые формы Уведомлений о порядке уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ.

Согласно пункту 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ указанные налогоплательщики вправе самостоятельно выбрать то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив об этом налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются также и в том случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. В приложениях к письму ФНС РФ содержатся формы уведомлений, а также схема направления уведомлений при изменении порядка уплаты налога в бюджеты субъектов РФ либо изменении количества структурных подразделений налогоплательщика на территории субъекта РФ.

(Письмо ФНС РФ от 30.12.2008 N ШС-6-3/986 "Об Уведомлениях по уплате налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ")


Вернуться в начало


Правовые новости

Изменился размер страховой части трудовой пенсии.

Коэффициент дополнительного увеличения с 1 апреля 2009 г. размера страховой части трудовой пенсии утвержден в размере 1,175.

(Постановление Правительства РФ от 21 марта 2009 г. N 247 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2009 г. размера страховой части трудовой пенсии")

Госдума изменила требования к расчетам через платежные терминалы.

В пятницу депутаты во втором чтении приняли законопроект "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

В случае принятия этот законопроект вступит в силу 1 января 2010 года. С одной стороны, через платежные терминалы можно будет оплатить не только "коммуналку", мобильную связь и Интернет, но и штрафы, госпошлину и налоги.

С другой стороны, оператор по приему платежей будет обязан встать на учет в Росфинмониторинге. Кроме того, размер суммы по операциям, не требующим проведения идентификации плательщика, будет снижен с 30 000 до 15 000 руб.

(по материалам Службы новостей TaxHelp.RU)

О порядке применения вычетов по НДС при безденежных формах расчетов в переходный период.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2009 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ФНС России разъясняет порядок применения вычетов по НДС при расчетах, которые производятся с применением товарообменных операций, зачетов взаимных требований, ценных бумаг и т.д.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 23 марта 2009 г. N ШС-22-3/215@ "О порядке применения вычетов по НДС при безденежных формах расчетов в переходный период")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС о запрете истребовании первичных документов в ходе камеральных проверок.

С 1 января 2007 года новая редакция ст. 88 НК РФ ограничила права налоговых органов на истребование документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Запрет на подобные действия содержится в п. 7 ст. 88 НК РФ, в силу которого при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

При проведении проверок налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие их право на эти налоговые льготы. Предоставление плательщику НДФЛ права на получение профессиональных налоговых вычетов не отвечает признакам льготы по налогам и сборам согласно ст. 56 НК РФ, следовательно, не предполагает в качестве условия получения вычета предварительную проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08)

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля.

Из содержания п. 2 ст. 86 НК РФ следует, что выписка по операциям на счете налогоплательщика могла быть запрошена инспекцией у банка, если в отношении данного налогоплательщика инспекцией проводились мероприятия налогового контроля. В этом случае банк обязан предоставить соответствующую информацию инспекции по ее мотивированному запросу. Если в запросе инспекции не указано ни одно из оснований, перечисленных в приложении № 4 к форме запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации, утвержденной приказом ФНС РФ от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ и подтверждающих необходимость предоставления банком информации об организации - клиенте банка, запрос исполнению не подлежит.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 10846/08)

При отсутствии реальных финансовых возможностей у Общества, прием на работу беременной осуществлялся с целью получения средств Фонда.

Суд посчитал, что организация создала искусственную ситуацию для получения средств Фонда социального страхования, приняв к себе на работу сотрудницу, находящуюся на поздних сроках беременности, в условиях, когда организация не располагала ни достаточными денежными средствами для выплаты ей заработной платы, ни фронтом работ для новой сотрудницы. При таких обстоятельствах отказ ФСС возместить организации сумму выплаченного пособия является обоснованным.

(Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2006 г. № 18АП-409/2006)


Вернуться в начало


Финансы

Внесены поправки в Инструкцию ЦБ РФ "Об обязательных нормативах банков".

К высоколиквидным (Лам) и ликвидным (Лат) активам, участвующим в расчете нормативов мгновенной и текущей ликвидности банка (Н2) и (Н3), отнесены портфели однородных ссуд I и II категории качества в соответствии с Положением ЦБ РФ 26.03.2004 N 254-П (ранее включались ссуды, вошедшие в портфель однородных ссуд с величиной резерва, не превышающей 20 процентов). Уточнен порядок расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6). В частности, согласно внесенному дополнению, в величину Крз в целях расчета норматива Н6, также включаются остатки денежных средств на корреспондентских счетах в кредитных организациях-корреспондентах в части определенных договорами минимальных размеров денежных средств, требуемых к обязательному поддержанию (хранению) на указанных счетах.

(Указание ЦБ РФ от 12.02.2009 N 2185-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков")


Вернуться в начало


Таможня

Определен список продукции, ввоз которой с 1 мая 2009 года может осуществляться при представлении сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Утвержденный Список состоит из двух разделов, включающих в себя продукцию, требующую представления сертификата соответствия либо документов о его признании в соответствии с международным договором РФ, и продукцию, требующую представления декларации о соответствии либо документов о ее признании в соответствии с международным договором РФ. Для целей таможенного оформления списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием кодов ТН ВЭД РФ утверждаются Правительством РФ на основании технических регламентов.

(Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 N 241 "Об утверждении Списка продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности")


Вернуться в начало


Прочее

Где должны храниться первичные документы.

Финансисты разъяснили вопрос с хранением первичных документов по сделкам, совершенным агентом с третьими лицами от своего имени и за счет принципала, а также от имени и за счет принципала.

Как разъяснено письмом от 11.02.09 № 03-03-09/19, первичные документы по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, должны находиться у агента, так как по вышеуказанной сделке приобретает права и становится обязанным агент.

Первичные документы по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, должны находиться у принципала, поскольку по такой сделке права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

(Письмо Минфина РФ от 11.02.09 № 03-03-09/19)

Выплаты уволенному можно включить в оплату труда.

Как разъяснил Минфин, выходное пособие и дополнительная компенсация, выплаченная работнику в размере среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, подпадают под действие пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

Как известно, к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.

Суммы выплат увольняемому работнику учитываются в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Как учесть промежуточные дивиденды.

ФНС России разъяснила порядок учета в целях налогообложения прибыли промежуточных дивидендов.

Если на конец налогового периода по данным бухгалтерской отчетности отсутствует прибыль, остающаяся после обложения налогом на прибыль, то дивиденды, выплаченные за счет промежуточной чистой прибыли в I квартале, полугодии или девяти месяцев не рассматриваются для целей налогообложения прибыли как дивиденды по результатам этого налогового периода.

Доходы акционеров-организаций должны быть включены в состав внереализационных доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.

Для физических лиц указанные выплаты - это доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%.

(Письмо ФНС России от 19.03.09 № ШС-22-3/210)

Правомерно ли требовать от работодателя контроля за пропиской работников?

Сотрудники трудинспекции выяснили, что у ряда работников отсутствует регистрация по месту пребывания, и наложили на руководителя организации-работодателя штраф.

Письмом от 18.12.08 № 6967-ТЗ Роструд разъяснил, что, с одной стороны, трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, не содержат требований для работодателей следить за регистрацией своих сотрудников по месту пребывания.

И предложили обжаловать неправомерные действия государственных инспекторов труда руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

(Письмо Роструда от 18.12.08 № 6967-ТЗ)

Продажа золота населению: Минфин разъяснил вопросы налогообложения.

Как разъяснено Минфином России от 11.03.09 № 03-04-06-01/56, если банк покупает у физического лица-налогоплательщика драгоценные металлы, числящиеся на открытом в этом банке обезличенном металлическом счете, то банк не признается налоговым агентом.

Другое дело, если банк выплачивает налогоплательщику проценты по договору банковского вклада в драгоценных металлах. В таком случае банк является налоговым агентом и обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

А при невозможности - письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета об этой невозможности и сумме задолженности налогоплательщика.

(Письмо Минфина России от 11.03.09 № 03-04-06-01/56)

Налоговый вычет: отказаться невозможно.

Вправе ли налогоплательщик - физическое лицо отказаться от использованного ранее имущественного налогового вычета, чтобы воспользоваться данным вычетом по квартире, приобретенной позднее?

Как разъяснено письмом Минфина России, повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, не допускается.

Возможность отказа от ранее полученного имущественного налогового вычета законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

(Письмо Минфина России от 27.02.09 № 03-04-05-01/79)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.