Мониторинг изменений за период 29.06.09 - 03.07.09



Налогообложение

С 1 января 2010 года на 1 января 2013 года переносится введение ограничения в отношении среднесписочной численности работников организаций потребительской кооперации, которые могут применять систему налогообложения в виде ЕНВД.

Указанное ограничение предусматривает, что на уплату единого налога не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

(Федеральный закон от 29.06.2009 N 140-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ")

Уточнен порядок возмещения НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами (для официального использования) или дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей (для личного использования).

Уплаченные суммы НДС теперь будут возмещаться и представительствам (ранее - только персоналу). Налогоплательщики НДС, реализующие товары для указанных нужд, должны выставлять счета-фактуры с указанием налоговой ставки в размере 18 (10)% или с надписью "Без налога (НДС)". Ранее выставлялись счета-фактуры с указанием нулевой налоговой ставки и с пометкой "Для дипломатических нужд".

Возмещение НДС производится по заявлениям, поданным от имени представительств, состоящих на учете в налоговом органе РФ. Приведен перечень документов, которые нужно представлять в налоговый орган, если реализация товаров представительству осуществлялась на основании договора, а также за наличный расчет. Кроме того, указано, какими документами можно подтвердить обоснованность возмещения НДС.

Заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган не позднее чем через 3 года с наиболее поздней из следующих дат: выставления счета-фактуры или фактической оплаты товаров.

Налоговый орган проводит проверку обоснованности заявленной к возмещению суммы НДС в течение 3 месяцев. Возмещаемый налог перечисляется на счета представительств, открытые в российских банках.

НДС, уплаченный начиная с 01.04.2007 представительством при покупке товаров, будет возмещаться в соответствии с уточненным порядком.

Постановление вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

(Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 498 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1033")

О предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов по некоторым видам деятельности, носящим сезонный характер.

Согласно НК РФ лицу, занимающемуся деятельностью, носящей сезонный характер, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога.

К таким видам деятельности дополнительно отнесено производство растительных масел и жиров.

(Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 471 "О внесении изменения в перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога")

Установлены данные для расчета НДПИ в отношении нефти за май 2009 г.

С 1 января 2007 г. ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв).

Приводятся данные для расчета НДПИ в отношении нефти за май 2009 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 56,73 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 32,0652 значение Кц определено как 5,1267 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 4,3070). Значение Кв определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, в связи с ростом цен на нефть ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась.

Данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых за апрель 2009 г., приведены в письме ФНС России от 18 мая 2009 г. N ВЕ-22-3/402@.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 18 июня 2009 г. N ШС-22-3/492@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за май 2009 года")

ФНС разъяснило, по какому критерию юрлица исключаются из ЕГРЮЛ.

Как следует из письма ФНС России от 18.06.09 № МН-20-6/812, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев:

  • не представляет отчетность;
  • не осуществляет операции хотя бы по одному банковскому счету, в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Такое решение должно быть опубликовано в органах печати.

Заинтересованное лицо может в течение трех месяцев с момента опубликования решения обратиться в регистрирующий орган с заявлением о невозможности осуществления данной процедуры.

В этом случае такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В настоящее время налоговыми органами принимаются решения об исключении из ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц, не имеющих задолженности по обязательным платежам в бюджет.

(Письмо ФНС России от 18.06.09 № МН-20-6/812)


Вернуться в начало


Правовые новости

Использование объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, осуществляется их владельцами по согласованию с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Определен перечень существенных условий договора о порядке использования указанной организацией данных объектов.

В частности, на организацию возлагаются обязанности заключать договоры передачи электроэнергии с использованием объекта и передавать владельцу объекта получаемые доходы. Владелец объекта со своей стороны обязуется согласовывать с организацией порядок использования объекта и уведомлять всех потребителей электроэнергии о заключении с организацией договора о порядке использования объекта.

В ряде случаев владельцу объекта может быть предоставлено право самостоятельно заключать договоры на передачу электроэнергии (например, если объект является частью федерального ядерного центра или атомной электростанции, используется для собственных производственных нужд либо принадлежит межрегиональной распределительной сетевой компании).

Помимо прав и обязанностей сторон к существенным условиям договора относятся срок его действия, сведения об объекте, размер платы по договору. Также должна быть прописана процедура согласования порядка использования объекта.

Разногласия о праве заключения договоров на передачу электроэнергии разрешаются Минэнерго России. Регламентирована процедура рассмотрения разногласий.

Установлен порядок определения тарифов на услуги по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электросети.

(Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 492 "О существенных условиях и порядке разрешения разногласий о праве заключения договоров в отношении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть")

Утвержден перечень телерадиоканалов, которые являются обязательными для распространения на всей территории России и бесплатными для потребителей.

Так, к общедоступным относятся телеканалы Культура, Спорт, Детско-юношеский телевизионный канал, Первый канал, Петербург - 5 канал, Российский информационный канал (РИК), Российское телевидение, Телекомпания НТВ.

Общедоступными радиоканалами являются Вести ФМ, Маяк, Радио России.

Эфирную наземную трансляцию указанных телерадиоканалов, в том числе, создание и развертывание цифровых наземных сетей обеспечивает ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть". Приведен перечень расходов ФГУП, которые возмещаются за счет государственных субсидий.

Также принято решение о создании до 1 января 2011 г. детско-юношеского телевизионного канала на базе телеканалов "ТелеНяня" и "Бибигон".

Правительству РФ поручено обеспечить утверждение федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы".

(Указ Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах")

Разработана Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления с использованием Интернета.

Основными целями концепции являются обеспечение открытости деятельности органов власти, повышение качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг.

В состав единой системы входят сводный реестр и единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), региональные порталы и реестры.

Для функционирования единой системы федеральные и региональные органы власти осуществляют взаимодействие. Для этого Правительством РФ назначаются оператор сводного реестра и единого портала, уполномоченный орган по ведению информационного ресурса сводного реестра и уполномоченный орган в области использования электронной цифровой подписи. Определены их функции.

Сведения о государственных услугах для размещения в едином реестре формируют федеральные, региональные и местные органы власти. Состав сведений зависит от того, утверждены административные регламенты предоставления соответствующих услуг или нет.

Сведения размещаются в течение 7 календарных дней со дня вступления в силу правовых актов, определяющих (изменяющих) орган, на который возложено предоставление соответствующей услуги (исполнение функции), и (или) порядок ее оказания.

Единый портал обеспечивает доступ граждан и организаций к сведениям об услугах и функциях, размещенных в сводном реестре. Такие сведения должны быть полными и достоверными. Портал может использоваться для подготовки необходимых запросов.

Помимо сведений об услугах (функциях), размещенных в сводном реестре и подлежащих обязательному размещению на едином портале, оператор вправе разместить дополнительные сведения. Их состав определяется Минкомсвязи России по согласованию с Минэкономразвития России.

Граждане и организации могут использовать различные каналы доступа к сведениям о государственных услугах.

(Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет")

Регламентирована процедура принятия и ведения Ростехрегулированием общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Проекты классификаторов и изменений в них разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Проекты подлежат обязательной экспертизе Техническим комитетом по общероссийским классификаторам. Классификаторы (изменения в них) принимаются и вводятся в действие приказом Ростехрегулирования.

Принятые классификаторы представляются в Росстат для включения в его информационно-вычислительную сеть и органам - разработчикам для внесения в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов. Общероссийские классификаторы подлежат официальному опубликованию и включаются в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

(Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 28 апреля 2009 г. N 328 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функций по принятию, введению в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, вносимых в них изменений и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации")

Территориальным фондам ОМС и страховым медицинским организациям даны рекомендации по информированию населения о правах в области охраны здоровья.

Так, до сведения граждан должны быть доведены адреса и телефоны страховых медицинских организаций, отделов по защите прав граждан территориальных фондов ОМС и их филиалов. Информация о правах граждан в области охраны здоровья размещается в медицинских учреждениях (в регистратурах, холлах, стационарах), страховых медицинских организациях, пунктах выдачи страховых медицинских полисов ОМС.

Приведен перечень прав граждан при получении медицинской помощи и основные нормативные акты, их регламентирующие. Особое внимание уделено соблюдению врачебной тайны.

Медицинские работники должны иметь полную информацию о законодательстве РФ по охране здоровья граждан, ответственности медработников при оказании медицинской помощи и правах граждан при ее получении. В этих целях проводятся совещания, семинары, плановая учеба.

Целесообразно периодически организовывать "горячие линии" совместно с представителями органов управления здравоохранением, встречи с населением, выпуск наглядных материалов.

Информирование граждан может осуществляться через общедоступные страницы сайтов территориальных фондов ОМС. Даны рекомендации по формированию интернет-ресурсов.

(Приказ Федерального фонда ОМС от 8 мая 2009 г. N 98 "Об утверждении рекомендаций "Об обеспечении информированности граждан о правах при получении медицинской помощи в условиях ОМС")

В целях расширения возможностей информационного обеспечения пользователей открытыми и общедоступными сведениями из ЕГРЮЛ и ЕГРИП определен новый порядок предоставления указанной информации в электронном виде.

Получателями сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП являются, как и ранее, органы государственной власти и местного самоуправления, Банк России, физические и юридические лица.

Процедура предоставления сведений существенно не изменилась.

Сведения предоставляются получателям на основании заявки. Она оформляется отдельно на каждый информационный ресурс.

Заявки направляются в ФНС России или ее территориальные органы.

Решение о предоставлении сведений принимается в течение 5 рабочих дней. В нем указываются объем и способ передаваемой информации.

Определены новые особенности предоставления открытых и общедоступных сведений из ЕРЮЛ и ЕГРИП органам государственной власти, местного самоуправления и Банку России. Усовершенствована процедура получения информации через Интернет.

Органам государственной власти и местного самоуправления, а также Банку России сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП предоставляются бесплатно.

Физические и юридические лица могут получить сведения за плату. Ее размеры составляют: за однократное предоставление открытых и общедоступных сведений - 50 тыс. руб.; за однократное предоставление обновленных сведений - 5 тыс. руб.; за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места - 150 тыс. руб.

Прежний порядок предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, признан утратившим силу.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 31 марта 2009 г. N ММ-7-6/148@ "Об утверждении Порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей")

В Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие введение процедуры досудебного соглашения о сотрудничестве.

В соответствии с изменениями досудебное соглашение о сотрудничестве представляет собой соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения. В частности, Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен новой главой - "Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве".

(Федеральный закон от 29.06.2009 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ")

Определен перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации.

В утвержденный перечень включены, в частности, средства связи, выполняющие функции систем коммутации (в том числе, оборудование для оказания услуг внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи с помощью телефониста, оборудование телеграфной связи, оборудование коммутации сетей подвижной радиосвязи), радиоэлектронные средства связи (в частности, земные станции спутниковой связи и вещания, оборудование радиорелейной связи, базовые станции и ретрансляторы сетей радиодоступа).

(Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 896 "Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации" признано утратившим силу)

Изменен порядок назначения пенсий по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей.

Детям, потерявшим обоих родителей, устанавливаются две страховые части трудовой пенсии, размер каждой их которых будет определяться отдельно за каждого из умерших родителей. Размер трудовой пенсии в этом случае устанавливается в соответствии с формулой расчета, содержащейся в пункте 3.1, которым дополнена статья 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

(Федеральный закон от 29.06.2009 N 130-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" по вопросам установления трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, и восстановления пенсий")

В 2009 году ОАО "Российские железные дороги" будут предоставлены субсидии в размере 50 млрд. рублей.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", субсидии будут предоставлены на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, сборов и платежей за грузовые железнодорожные перевозки в размере 50 млрд. рублей, предусмотренных ранее в федеральном бюджете на 2009 год в составе взноса Российской Федерации в уставный капитал ОАО "РЖД".

Кроме того, в новой редакции изложено приложение 22 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" - "Программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2009 год". Изменения направлены на совершенствование механизма предоставления государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым, в частности, стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса.

(Федеральный закон от 29.06.2009 N 131-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов")

Внесены изменения в ФЗ "О ветеранах".

Увеличен с 22 кв. метров до 36 кв. метров норматив общей площади жилья, исходя из которого рассчитывается объем средств федерального бюджета, направляемых на обеспечение жильем лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"

Помимо этого, в частности, изменениями, внесенными в названный Закон, устанавливается, что за счет средств федерального бюджета предусматривается обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов ВОВ, вставших на учет до 1 марта 2005 года, а также инвалидов боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Лица, вставшие на учет после указанных дат, будут обеспечиваться жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

(Федеральный закон от 29.06.2009 N 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах")

Уточнен порядок осуществления полномочий арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ.

Установлено, что в случае, если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу (в настоящее время продление срока полномочий арбитражного заседателя в указанном случае возможно по усмотрению председателя соответствующего арбитражного суда). Кроме этого установлено, в частности, что арбитражными заседателями, наряду с прокурорами, военнослужащими, следователями, адвокатами и т.д., не могут быть также судьи. Не могут быть арбитражными заседателями и граждане старше 70 лет.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Определено, что дела, начатые с участием арбитражных заседателей, полномочия которых должны быть прекращены в связи с данными изменениями, подлежат рассмотрению с участием этих арбитражных заседателей до окончания рассмотрения дела по существу.

(Федеральный закон от 29.06.2009 N 136-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ")

Уточнены положения Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

В частности, дополнена статья, устанавливающая порядок расходования средств Фонда. Уточнено, что товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация (в отношении которых принято решение о распределении предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную адресную программу) для расходования выделенных средств открывают банковские счета в российских кредитных организациях, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат Российской Федерации или Банку России, в размере, позволяющем определять решения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания. Установлено, что Фонд размещает сведения об этих кредитных организациях на своем сайте в сети "Интернет".

(Федеральный закон от 01.07.2009 N 144-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд")

На период до 31 декабря 2009 года установлены особенности оказания финансовой поддержки субъектам РФ за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Принятие Закона обусловлено тем, что в условиях финансового кризиса и действующего порядка предоставления финансовой поддержки субъектам РФ возможен риск возникновения в 2009 году недостаточности средств Фонда на осуществление его основной деятельности.

В связи с этим в период до 31 декабря 2009 года включительно наблюдательному совету Фонда предоставлено право определять предельный объем средств, предоставляемых субъектам РФ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Вводится ограничение на предоставление в Фонд повторной заявки субъектами РФ, в отношении которых с 1 января 2009 года принимались решения о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев предоставления средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья.

Помимо этого, Фонду предоставлено право предъявлять требования к кредитным организациям по досрочному возврату депозитов и осуществлять продажу принадлежащих Фонду ценных бумаг.

(Федеральный закон от 01.07.2009 N 143-ФЗ "Об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году")

Разъяснен порядок государственной регистрации обществ с ограниченной ответственностью с учетом положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ.

Указанным Законом, вступившим в силу с 1 июля 2009 года, были внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В связи с этим ФНС РФ разъяснила вопросы, касающиеся, в частности, порядка представления документов, необходимых для государственной регистрации, при нотариальном удостоверении сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале, а также в случае, когда нотариального удостоверения сделки не требуется; порядка внесения в ЕГРЮЛ сведений о залоге долей в уставном капитале общества и сведений о размерах и номинальной стоимости долей участников обществ, зарегистрированных до вступления в силу Закона N 312-ФЗ; внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества, на основании сделок, заключенных до 1 июля 2009 года.

Сообщено также, что в связи с тем, что формы документов, используемые для государственной регистрации, не отвечают требованиям Закона N 312-ФЗ, рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС РФ в сети Интернет по адресу www.nalog.ru.

(Письмо ФНС РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ")

Установлены основания и процедура определения зон свободного перетока электрической энергии (мощности).

Зоны свободного перетока, как определено Приказом, представляют собой части Единой энергетической системы России, в пределах которых электрическая энергия и мощность, производимые или планируемые для поставок на генерирующем оборудовании с определенными техническими характеристиками, при определении сбалансированности спроса и предложения на электрическую энергию и мощность, в том числе для целей перспективного планирования, могут быть замещены электрической энергией и мощностью, производимой оборудованием с аналогичными техническими характеристиками, расположенным в той же зоне свободного перетока, а замена на электрическую энергию и мощность, производимыми оборудованием, расположенным в иной зоне, может быть осуществлена только в пределах ограничений перетока электрической энергии и мощности между такими зонами. Перечень зон свободного перетока на соответствиующий календарный год определяется в соответствии с базовым перечнем, определяемым системным оператором, на основании предложений об объединении двух и более смежных зон свободного перетока. Предложения об объединении подлежат формированию в случае прогнозируемого снижения ограничений на поставку мощности из одной зоны свободного перетока в смежную зону в результате ввода в эксплуатацию электросетевого оборудования. В приложении к Приказу содержится образец уведомления о планируемом вводе сетевого оборудования и его технических характеристик.

(Приказ Минэнерго РФ от 06.04.2009 N 99 "Об утверждении порядка определения зон свободного перетока электрической энергии (мощности)")

Внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.

30 июня 2009 г. начнет действовать новая редакция ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (а не опасных отходов).

В связи с этим внесены изменения в наименование и текст Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В частности, уточнено наименование лицензируемой деятельности.

К лицензионным требованиям и условиям отнесены: наличие санитарно-эпидемиологического заключения на имущество, которое предполагается использовать для осуществления указанной деятельности; наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности.

Положительное заключение экологической экспертизы необходимо, если указанные объекты планируется использовать для осуществления лицензируемой деятельности. Исключение составляют объекты, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу постановления, утвердившего Положение.

Лицензии, выданные до 30 июня 2009 г., действительны до окончания указанного в них срока.

(Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 486 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности")


Вернуться в начало


Судебная практика

Денежные средства, полученные налогоплательщиком по вексельному обязательству от векселедателя, не подлежат учету при определении объекта налогообложения по УСН.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении предпринимателем специального налогового режима в виде УСН в связи с превышением предельного размера дохода, предусмотренного п. 4 ст. 346.13 НК РФ, с учетом средств, полученных от обналичивания векселей.

Денежные средства, полученные налогоплательщиком по вексельному обязательству от векселедателя, не подлежат учету при определении объекта налогообложения по единому налогу при УСН, если векселя не использовались как средство платежа при получении выручки от обычной хозяйственной деятельности. По смыслу ст. 815 ГК РФ вексель удостоверяет обязательство займа. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований. Следовательно, данные доходы не учитываются при определении объекта налогообложения в силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ.

(Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.05.2009 N Ф09-3338/09-С2)

Пояснения лица доказательством не являются.

Налоговая инспекция доначислила налогоплательщику налог на прибыль и НДС, поскольку тот в результате своей неосмотрительности приобретал товары у лица, которое не платило налоги. Проверка поставщика налогоплательщика обнаружила, что по его контактным телефонам никто не отвечает; по вызову в инспекцию руководитель поставщика не явился; документы, представленные налогоплательщиком в отношении поставщика, подписаны от имени контрагента неустановленным лицом.

Правоохранительными органами были получены объяснения лица, указанного в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора поставщика. Допрошенный отрицал подписание хозяйственных документов от имени поставщика. Указанные объяснения легли в основу решения налогового органа.

Суд, отменяя решение, указал, что по себе пояснения лица, оформленные в форме объяснений, не могут быть использованы в качестве доказательства ни при производстве по делу о налоговом правонарушении, ни в арбитражном процессе.

Вывод о недопустимости принятия в качестве доказательства упомянутых объяснений соответствует правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 04.02.1999 N 18-О, согласно которой результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, то есть в порядке ст. 90 НК РФ или ст. 88 АПК РФ.

Статья 90 НК РФ предполагает проведение сотрудниками налогового органа допроса свидетеля. Однако это может быть сделано только в рамках налоговой проверки, а потому на стадии судебного разбирательства налоговый орган лишен возможности исправить недостаток собранной им доказательственной базы путем допроса свидетеля.

Но указанный недостаток может устранить сам суд, если допросит свидетеля.

(Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 июня 2009 г. N КА-А40/3497-09)


Вернуться в начало


Таможня

Внесены изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования внешнеэкономической деятельности в отношении отдельных видов продукции.

Изменениями, в частности, предусматривается ведение учета экспорта специальных неядерных материалов, оборудования и технологий в страны, не обладающие ядерным оружием. Экспортеры обязаны представлять соответствующие уведомления в ФГУП "ГНЦ РФ-ФЭИ".

Пересмотрен перечень сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ по лицензиям. В частности, из списка исключены клоразепам, теофедрин, фентермин, фенэтиллин, халазепам, халоксазолам. В то же время в список включена синильная (цианистоводородная) кислота.

Уточнен перечень документов, необходимых для получения разрешения на вывоз (ввоз) оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного или химического оружия.

Скорректирован порядок транзита взрывчатых материалов промышленного назначения через территорию РФ. Финансовые гарантии возмещения возможного ущерба представляются не на таможне, а на стадии принятия Минпромторгом России и Минтрансом России решения о возможности такого транзита.

Не требуется оформлять лицензию для передачи контролируемых оборудования и материалов в рамках реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией оформляются на защищенных от подделки бланках.

(Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 484 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования внешнеэкономической деятельности в отношении отдельных видов продукции")


Вернуться в начало


Финансы

Продлен срок действия генеральных разрешений и разрешений на открытие лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.

Установлено, что генеральные разрешения и выданные на их основании разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 21.06.2001 N 46н, действуют до 1 декабря 2009 года, в случае отсутствия генерального разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями и разрешения на осуществление приносящей доход деятельности, оформленного в соответствии с Порядком, утвержденным названным Приказом.

Новые положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2009 года.

(Приказ Минфина РФ от 18.06.2009 N 56н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ от 1 сентября 2008 г. N 88н")

С 1 июля 2009 года вступают в силу изменения, внесенные в порядок представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ.

Положениями новой редакции пункта 3 Указания ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1375-У предусматривается, в частности, возможность перехода, по согласованию с территориальным учреждением Банка России, на централизованный порядок представления отчетности филиалов кредитных организаций через головной офис по согласованному сторонами перечню форм. Кроме того, установлено, что при реорганизации кредитной организации в форме преобразования, в случаях, когда общим собранием акционеров не принято решение о распределении полученной прибыли, заключительная (вступительная) отчетность такой кредитной организацией не представляется.

(Указание ЦБ РФ от 13.05.2009 N 2234-У "О внесении изменения в пункт 3 Указания Банка России от 16 января 2004 года N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ")

Установлены требования к концессионеру в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии, банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, и в отношении страховых организаций, с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению.

Одним из инструментов государственной инвестиционной политики являются концессионные соглашения. Согласно такому соглашению ИП или юридическое лицо (концессионер) за свой счет создает и (или) реконструирует объект недвижимого имущества, право собственности на который принадлежит или будет принадлежать РФ, субъекту РФ либо муниципальному образованию (концеденту). Концедент, в свою очередь, обязуется предоставить концессионеру на определенный срок права владения и пользования указанной недвижимостью.

Обязательным условием концессионного соглашения является обеспечение исполнения концессионером своих обязательств. Существует 3 возможных способа обеспечения. Это предоставление безотзывной банковской гарантии; передача концессионером концеденту в залог своих прав по договору банковского вклада (депозита); страхование риска ответственности концессионера.

Установлены требования к банкам и страховым организациям, которые вправе обеспечивать исполнение обязательств концессионера.

Во-первых, банк или страховая организация должны иметь соответствующую лицензию. Во-вторых, период их деятельности должен составлять не менее 3 лет с момента госрегистрации (при слиянии банков или страховых организаций указанный срок рассчитывается как в отношении организации, имеющей более раннюю дату госрегистрации, при преобразовании указанный срок не прерывается). В-третьих, у банка или страховой организации должно иметься безусловно положительное аудиторское заключение за прошедший год. Кроме того, фактический размер маржи платежеспособности страховой компании должен превышать ее нормативный размер не менее чем на 30%.

(Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 495 "Об установлении требований к концессионеру в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии, банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, и в отношении страховых организаций, с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению")

В целях регулирования текущей ликвидности кредитная организация вправе использовать усреднение обязательных резервов.

Право на усреднение может получить кредитная организация, относящаяся к 1-й или 2-й классификационной группе, присвоенной ей в результате оценки экономического положения.

Однако с 1 октября 2008 г. до 1 июля 2009 г. воспользоваться правом на усреднение обязательных резервов разрешили кредитным организациям независимо от классификационной группы.

Принято решение о продлении срока действия указанной льготы.

При этом для получения данного права кредитная организация должна, как и ранее, отвечать следующим критериям: не иметь недовзноса, неуплаченного штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов; выполнить обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения (если она пользовалась правом усреднения); не иметь просроченных денежных обязательств перед ЦБР.

(Указание ЦБР от 22 мая 2009 г. N 2238-У "Об особенностях предоставления кредитным организациям права на усреднение обязательных резервов")

Кредитным организациям при расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, разрешено временно не учитывать обязательства перед Госкорпорацией "Агентство по страхованию вкладов".

В состав резервируемых обязательств также могут не включаться некоторые обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями. Речь идет об обязательствах, возникающих в рамках оказания финансовой помощи по планам участия Агентства в предупреждении банкротства банков.

Данный порядок применяется начиная с расчета размера обязательных резервов, составленного за отчетный период с 1 июля по 1 августа 2009 г.

Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России", вступает в силу с 1 июля 2009 г. и действует до 1 марта 2010 г.

(Указание ЦБР от 22 мая 2009 г. N 2237-У "Об исключении из состава резервируемых обязательств обязательств перед государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" и(или) обязательств перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями")


Вернуться в начало


Прочее

Утверждена методика для сдачи экзаменов на водительские права.

("Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами" (утв. МВД РФ 09.06.2009))

Минфин разъяснил вопрос учета убытков.

При составлении декларации за 2008 год налогоплательщики-"упрощенцы" могли учесть убытки предыдущих периодов в размере не более 30 процентов от налоговой базы 2008 года.

И, как разъяснено письмом от 10.06.09 № 03-11-06/1/20, полностью включать убытки в расходы можно только с момента подачи декларации за 2009 год.

(Письмо Минфина РФ от 10.06.09 № 03-11-06/1/20)

Минфин разъяснил порядок признания в расходах процентов по договорам, в которых предусмотрена возможность изменения размера процентной ставки.

Письмом Минфина России от 09.06.09 № 03-03-06/1/383 разъяснено, что сумма расходов в виде начисленных по долговому обязательству процентов признается для целей налогообложения на дату окончания соответствующего отчетного периода.

По долговым обязательствам в рублях, по которым не установлена фиксированная процентная ставка, в качестве показателя для определения предельного размера процентов применяется ставка рефинансирования, действующая на конец соответствующего отчетного периода (при отсутствии сопоставимых долговых обязательств или по выбору самого налогоплательщика) (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Расходы в виде процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии со статьей 269 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (п. 8 ст. 270 НК РФ).

Для налогоплательщиков, отчетными периодами для которых являются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, по долговым обязательствам с нефиксированной процентной ставкой в аналитическом учете ежемесячно отражается сумма расхода в виде процентов, подлежащих выплате (т.е. фактически начисленных к выплате).

При этом определение предельного размера и признание расхода в виде процентов в налоговом учете осуществляются на конец соответствующего отчетного периода.

Минфин разъяснил, что сведения о доходах физических лиц могут представляться налоговым агентом - российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения.

Как разъяснено письмом от 09.06.09 № 03-04-06-01/130, обособленное подразделение организации представляет сведения о доходах физических лиц по местонахождению обособленного подразделения, производящего выплаты физическим лицам.

(Письмо Минфина России от 09.06.09 № 03-03-06/1/383)

Прямые расходы при отсутствии реализации.

Каков порядок учета при исчислении налога на прибыль управленческих расходов при отсутствии реализации?

Как разъяснено письмом Минфина России от 09.06.09 № 03-03-06/1/382, если в отчетном (налоговом) периоде у организации отсутствует реализация продукции, то прямые расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

(Письмо Минфина России от 09.06.09 № 03-03-06/1/382)

Налоговые вычеты: можно сразу два?

Вправе ли физическое лицо одновременно воспользоваться имущественными налоговыми вычетами по НДФЛ, предоставляемыми при покупке и продаже квартиры?

Письмом от 11.06.09 № 03-04-05-01/448 Минфин разъяснил, что если в одном налоговом периоде налогоплательщик продал квартиру, а затем приобрел новую, то он может воспользоваться каждым из вышеупомянутых имущественных налоговых вычетов (если ранее имущественными налоговыми вычетами не пользовался).

(Письмо Минфина России от 11.06.09 № 03-04-05-01/448)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.