Мониторинг изменений за период 30.11.09 - 04.12.09



Правовые новости

Правительству РФ разрешено направлять средства, предусмотренные на повышение капитализации банков, также на реализацию мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики, мер социальной политики.

Объем государственных внутренних заимствований на 2009 г. увеличен на 150 000 млн. руб.

На 10 500 млн. руб. увеличены ассигнования для предоставления регионам дотаций на обеспечение сбалансированности их бюджетов. На ту же сумму уменьшены ассигнования для предоставления субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2009 г.

Пересмотрено распределение субвенций бюджетам субъектов РФ и г. Байконура на реализацию переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения. Внесены изменения в программу государственных гарантий на 2009 г. Общая сумма гарантий по кредитам стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса уменьшена со 100 000 до 75 000 млн. руб., а по кредитам организаций, отобранных в установленном Правительством РФ порядке, - увеличена с 200 000 до 225 000 млн. руб. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов")

Принят закон о федеральном бюджете.

Общий объем доходов федерального бюджета на 2010 г. планируется на уровне 6 950 млрд руб., на 2011 г. - 7 456 млрд руб., на 2012 г - 8 070 млрд руб. Объем расходов по годам должен составить 9 887, 9 390 и 9 681 млрд руб. соответственно. Таким образом, бюджеты на ближайшие 3 года должны быть дефицитными. Доходы и расходы рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП и уровня инфляции. Объем ВВП по годам предлагается брать равным 43 187, 48 072 и 53 712 млрд руб. соответственно. Инфляция должна снижаться (10%, 8% и 7% соответственно). В бюджет заложено постепенное повышение мировых цен на нефть марки "Юралс" с 58 долл. США в 2010 г. до 60 долл. США за баррель в 2012 г. (прогноз на 2011 г. - 59 долл. США за баррель).

Основной акцент в распределении бюджетных средств сделан на обеспечении макроэкономической стабильности. В частности, предлагается предоставить Правительству РФ возможность направить в 2010 г. до 195 млрд руб. на реализацию дополнительных мер по поддержке экономики, рынка труда и отраслей социальной сферы, а также по социальному обеспечению населения.

(Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов")

Определены основные характеристики бюджета ПФР на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.

Планируемый объем доходов в 2010 г. составляет 4 680,039 млрд руб., в 2011 г. - 5 264,013 млрд руб., в 2012 г. - 5 779,164 млрд руб.

Объемы расходов составляют в 2010 г. 4 398,037 млрд руб., в 2011 г. - 4 894,37 млрд руб., в 2012 г. - 5 360,298 млрд руб.

Финансовая база бюджета на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 г. будет формироваться за счет соответствующих страховых взносов исходя из суммарного размера тарифа на 2010 г. 20%, на 2011 и 2012 гг. - 26%.

Расходы на выплату трудовых пенсий в 2010 г. запланированы в сумме 3 400,7 млрд руб., из них 502,2 млрд руб. - на валоризацию (повышение) пенсионных прав, полученных до 2002 г.

Ожидается увеличение размеров трудовых и социальных пенсий, страховой части трудовой пенсии по старости военных пенсионеров. Предусмотрены дополнительные соцвыплаты. Спрогнозированы затраты на пособия на погребение. Средства материнского капитала, направляемые по заявлениям на формирование накопительной части трудовой пенсии, в 2010 г. будут передаваться в негосударственные пенсионные фонды и в управляющие компании с отражением по соответствующей целевой статье расходов и в составе остатка средств пенсионных накоплений. Запланированы субсидии в размере до 1 млрд руб. на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам-получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности.

79 млн руб. выделяется на соцподдержку героев Советского Союза и России, Соцтруда, полных кавалеров орденов Славы и Трудовой славы.

(Федеральный закон от 30 ноября 2009 г. N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов")

Изменено законодательство в отношении деятельности по приему платежей.

В соответствии с действующей редакцией закона о деятельности по приему платежей физлиц, осуществляемой платежными агентами, он должен вступить в силу 1 января 2010 г. С этой даты все платежные терминалы и банкоматы должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой. Однако в условиях финансово-экономического кризиса своевременное переоборудование всех терминалов и банкоматов не представляется возможным. Вступление закона в силу с указанной даты может привести к банкротству значительного количества платежных агентов и, как следствие, к существенному сокращению возможностей населения для внесения социально значимых платежей.

В связи с изложенным срок вступления в силу названного закона отложен на один год (новая дата - 1 января 2011 г.).

При этом устанавливается, что ККТ, не соответствующая установленным законом требованиям, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) до 1 января 2014 г. при условии ее включенная в госреестр и регистрации в налоговых органах до 1 января 2011 г. ККТ, включенная в госреестр после указанной даты, может применяться при приеме платежей только в случае ее соответствия требованиям закона. Прием платежей без применения вышеуказанной ККТ должен быть прекращен до 1 апреля 2010 г.

Закон вступает с силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами")

Ратифицировано межправительственное соглашение РФ и КНДР о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства.

Соглашение было подписано в г. Москве 31 августа 2007 г. Оно регулирует порядок и принципы трудовой миграции, вопросы социального и медицинского обеспечения, налогообложения, а также въезда-выезда и режима передвижения. Особое внимание в соглашении уделяется правовому статусу субъектов трудовых отношений: гарантируются права, свободы, правовая защита и личная безопасность работников в соответствии с законодательством принимающего государства как иностранным гражданам.

Реализация соглашения позволит упорядочить процесс привлечения и использования труда северокорейских и российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность в обоих государствах, усилить их социальную защиту и укрепить гарантии соблюдения их трудовых прав. Соглашение закладывает правовые основы борьбы с незаконным привлечением и использованием в РФ северокорейской рабочей силы.

(Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 299-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства")

Утрачивают силу отдельные нормы Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно этим нормам страхователь (т.е. работодатель) должен был направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных. ФСС России обязан был передавать Минздравсоцразвития России средства на обучение этих лиц и на проведение научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда. Между тем в бюджете ФСС России на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг. не предусмотрены расходы на указанные цели.

Кроме того, работодатель должен обучать работников безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства за счет собственных средств. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

(Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 295-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")

Утвержден бюджет ФФОМС на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.

Бюджет ФФОМС на 2010 г. сформирован с дефицитом. Доходы составят 105,85 млрд руб., расходы - 110,85 млрд руб. На покрытие дефицита будут направлены остатки средств Фонда по состоянию на 1 января 2010 г. в размере 5 млрд руб. Бюджет ФФОМС на плановый период сбалансирован по доходам и расходам и составит в 2011 г. 268,6 млрд руб., в 2012 г. - 298,1 млрд руб.

Доходная часть бюджета сформирована с учетом отмены в 2010 г. ЕСН и введения вместо него страховых взносов. Выпадающие доходы в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов некоторым категориям плательщиков планируется компенсировать за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, эти трансферты хотят направить на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Предположительно, Фонд получит из федерального бюджета в 2010 г. 4,73 млрд руб., в 2011 г. - 18,29 млрд руб., в 2012 г. - 20,5 млрд руб.

Кроме того, предусмотрено поступление в бюджет налогов, недоимок, пеней и штрафов. Средства Фонда будут направлены в виде дотаций в бюджеты ТФОМС на финансирование территориальных программ ОМС, а также в виде ассигнований на формирование нормированного страхового запаса. Запланированы трансферты бюджету ФСС России на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности (из расчета 3 тыс руб. на каждую женщину), родов и в послеродовой период (6 тыс руб. на каждую женщину), а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни (1 тыс руб. за каждые полгода). Кроме того, предусмотрены средства на обеспечение целевых мероприятий Фонда.

(Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 294-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов")

Принят бюджет ФСС России на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.

Прогнозируемый объем доходов Фонда на 2010 г. составляет 425,5, на 2011 г. - 493,6, на 2012 г. - 543,8 млрд. руб.

В 2010 г. расходы ФСС России предположительно составят 453,8 млрд. руб., что превышает планируемые доходы. В дальнейшем бюджет Фонда обещает быть профицитным: планируемые расходы в 2011 г. составляют 489,1, а в 2012 г. - 535,2 млрд. руб.

Средства в основном будут потрачены на выплату ряда пособий. Это пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (в т. ч. женщинам, уволенным из-за ликвидации организаций), по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособия работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний и др. Также предусмотрены расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и оплату санаторно-курортного лечения.

В 2010 г. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не будет превышать 49 520 руб.

(Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов")

Прекращается действие строительных лицензий.

Обнародованы поправки в федеральное законодательство, направленные на развитие института саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

Согласно Закону № 273-ФЗ от 25.11.2009, с 1 января 2010 года прекращается действие лицензий (в том числе лицензий, срок действия которых продлен) на осуществление следующих видов деятельности:

  1. проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
  2. строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
  3. инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращено с 1 января 2009 года. Однако при этом сохранен механизм продления срока действия ранее выданных лицензий. Со следующего года механизм будет упразднен.

(Федеральный закон от 25.11.2009 № 273-ФЗ)

Продлены полномочия ЦБ РФ по введению ограничений на величину процентной ставки по вкладам.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 280-ФЗ от 25.11.2009 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" и некоторые другие законодательные акты РФ".

Федеральным законом предусматривается продление до 31 декабря 2010 года срока полномочий Банка России по введению ограничений на величину процентной ставки по договорам банковского вклада. Данная мера направлена на защиту интересов вкладчиков в кредитных организациях.

(Федеральный закон от 25.11.2009 № 280-ФЗ)

ПФР разработал методичку по заполнению платежек при уплате страховых взносов.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон, который вносит изменения в закон "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов".

Учитывая, что этот документ определяет коды бюджетной классификации, которые будут применяться при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 1 января 2010 года, для удобства работы бухгалтеров предприятий ПФР уже подготовил методические рекомендации о порядке заполнения новых форм платежных документов, передает пресс-служба ПФР.

Бланки и форму новой отчетности можно будет получить с декабря 2009 года в территориальном органе Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя. Работодателям следует учитывать, что страховые взносы за периоды 2010 года следует уплачивать на коды бюджетной классификации, где администратором доходов будет являться Пенсионный фонд РФ, то есть на коды бюджетной классификации, где первые три цифры – 392.

Если у плательщика имеется недоимка по страховым взносам за прошлые периоды, в том числе за 2009 год, то уплачивать следует на коды бюджетной классификации, где администратором доходов является Федеральная налоговая служба, то есть где первые три цифры – 182.

Так как в 2009 году администратором страховых взносов является Федеральная налоговая служба, то в 2010 году декларацию по страховым взносам за 2009 год также следует направлять в налоговые органы. По новому законодательству страхователи, начиная с 2011 года, освобождены от представления деклараций.

КоАП РФ предусмотрена ответственность за привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов лицом, не имеющим на это права в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Изменены статьи 14.28 и 23.1 КоАП РФ.

Принятые в отношении ст. 14.28 поправки распространяют действие указанной нормы на случаи привлечения денежных средств для строительства иных объектов недвижимости.

Уточняется компетенция судей по рассмотрению дел об оставлении водителем места ДТП, в котором он участвовал.

За указанное правонарушение установлена административная ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административного ареста на срок до 15 суток.

В соответствии с КоАП РФ данные виды административных наказаний назначаются только судьей. При этом кодекс относит такие дела к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 23.1), а также к компетенции судей в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1). Упоминание данной категории дел исключается из ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ. Таким образом, дела об оставлении водителем места ДТП должны будут рассматриваться исключительно судьями.

(Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 305-ФЗ "О внесении изменения в статью 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 274-ФЗ "О внесении изменения в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")

До 31 декабря 2010 г. продлен срок действия полномочия Банка России по ограничению ставок по вкладам.

Ранее предполагалось, что это право будет действовать до 31 декабря 2009 г.

Напомним, что ограничить ставки по вкладам можно при неисполнении кредитной организацией предписаний ЦБР об устранении выявленных нарушений. Это возможно и в том случае, если нарушения или банковские операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).

Максимальная ставка должна быть не ниже 2/3 ставки рефинансирования (по вкладам в рублях) и ставки LIBOR (в иностранной валюте). В расчет процентной ставки включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам-физлицам. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 280-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации")

На один год продлен срок действия механизма компенсации банкам убытков, возникших по отдельным сделкам на межбанковском рынке.

До 31 декабря 2010 г. продлевается период, в течение которого кредитные организации, имеющие с ЦБР соответствующие соглашения, смогут заключать компенсируемые сделки на рынке межбанковского кредитования с другими кредитными организациями. В этот же период ЦБР сможет по соответствующим соглашениям компенсировать банкам часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, если у последних была отозвана лицензия. Ранее предполагалось, что такая возможность будет действовать до 31 декабря 2009 г. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 279-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации")

Расширен перечень организаций, которым ФСС России в 2009 г. может оплачивать услуги по медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка (т.е. талоны родовых сертификатов).

Ранее предусматривалось следующее. Эти услуги оплачиваются государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых размещен государственный или муниципальный заказ. Теперь услуги оплачиваются государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, а также иным организациям, в которых размещен государственный или муниципальный заказ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Новые правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

(Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 278-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов")

Внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Изменения касаются оказания первой помощи пострадавшим. Теперь понятия "скорая медицинская помощь" и "первая помощь" разделены. Скорая медицинская помощь осуществляется только лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими работниками (ранее - также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или специальному правилу).

Первую же помощь оказывают лица, обязанные это делать по закону или специальному правилу и имеющие соответствующую подготовку.

Определен примерный перечень таких лиц (сотрудники органов внутренних дел, сотрудники, военнослужащие и работники противопожарной службы, спасатели, водители и т. д.).

Согласно поправкам милиционеры, частные охранники и детективы, пожарные, спасатели, военнослужащие внутренних войск МВД России, судебные приставы, работники ведомственной охраны, должностные лица таможенных органов обязаны оказывать пострадавшим первую помощь (а не первую медицинскую или доврачебную помощь).

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

(Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Изменения направлены на устранение правовых пробелов при выполнении обязательств России в рамках международных договоров о реадмиссии.

Договоры о реадмиссии предусматривают возможность управления процедурой и операциями по перемещению нелегальных мигрантов, правила защиты данных, соблюдение прочих международных прав и обязательств.

Согласно изменениям на основании этих договоров возможна обработка персональных данных (в том числе биометрических) без согласия субъекта. В целях реализации данных договоров допускается обрабатывать данные о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных и философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни лица.

Возможна трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств в целях реализации договоров о реадмиссии. Раньше это правило применялось в случаях, предусмотренных международными договорами о выдаче виз, об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

(Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" по вопросам реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии")

Правительство РФ наделяется правом устанавливать порядок инспектирования милицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений охраны ведомственной охраны.

Внесение изменений обусловлено следующим. Инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций проводили подразделения вневедомственной охраны при ОВД на договорной основе. Порядок такого инспектирования определен Инструкцией МВД России. Однако ее положения не отвечают потребностям государственной политики, направленной на повышение уровня антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества.

Принятый закон позволит создать эффективный механизм осуществления контроля со стороны государства за соблюдением организациями, осуществляющими охрану объектов и имущества, требований к системам антитеррористической и противокриминальной защиты.

(Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 265-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации "О милиции")

Уточнены некоторые показатели и положения бюджета ФФОМС на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.

Установлен профицит бюджета Фонда на 2009 год в размере 5 млрд. руб. Это позволит аккумулировать остатки средств бюджета Фонда на начало 2010 г. для сохранения на уровне 2009 г. размера дотаций, передаваемых в 2010 г, а также осуществить предоставление дотаций в условиях недостаточных доходов Фонда в 1 квартале 2010 г.

Речь идет о дотациях, предоставляемых из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов ОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы.

Расширен перечень медицинских организаций, которым оплачиваются услуги по медпомощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также по диспансерному наблюдению ребенка.

Такое изменение связано с необходимостью установить право ФСС РФ осуществлять оплату таких услуг высшим медицинским образовательным учреждениям, медицинским научным организациям, в состав которых входят клиники - лечебно-профилактические учреждения, действующие на основании лицензии на осуществление меддеятельности по специальности "акушерство и гинекология" и (или) "педиатрия".

За ФФОМС также дополнительно закреплены некоторые коды классификации доходов бюджетов, в т. ч. в целях учета и дальнейшего использования средств, поступивших в бюджет Фонда в качестве возврата: средств, использованных территориальными фондами ОМС не по целевому назначению; остатка субсидий, субвенций прошлых лет, поступивших от территориальных фондов ОМС, и иных средств. Также за ФФОМС закрепляется код классификации доходов бюджетов для отражения поступлений из федерального бюджета, предназначенных для последующего направления в виде межбюджетных трансфертов в бюджеты территориальных фондов ОМС. Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

(Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов")

Ратифицирован договор между РФ и Болгарией о социальном обеспечении.

В соответствии с ним граждане РФ и члены их семей, проживающие на территории Болгарии, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам последней в отношении ряда социальных выплат. К ним относятся возмещения по временной нетрудоспособности, материнству, семейная помощь для детей, помощь в случае смерти и ряд пенсий. Это пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, по страховому стажу и возрасту, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца, пенсии, не связанные с трудовой деятельностью. В число последних входят пенсии по военной и гражданской инвалидности, а также социальные пенсия по старости и инвалидности, пенсия за особые заслуги и персональная пенсия.

Для граждан Болгарии и членов их семей, проживающих в РФ, предусмотрены сходные гарантии.

(Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 263-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении")

Ратифицировано российско-корейское Соглашение об упрощении процедуры выдачи виз для осуществления взаимных краткосрочных поездок граждан.

Соглашение было подписано в Москве 29 сентября 2008 г. Предусматривается упрощенный порядок оформления виз сроком действия до 90 дней в течение каждого периода в 180 дней отдельным категориям граждан России и Кореи (по обращению принимающей организации без предъявления приглашений).

Речь идет о членах официальных делегаций, предпринимателях, журналистах, деятелях науки, культуры и образования, участниках международных спортивных мероприятий и программ обменов между породненными городами, о близких родственниках лиц, находящихся на законных основаниях на территории России и Кореи. Также предусмотрена возможность (при соблюдении ряда условий) выдачи гражданам обоих государств многократных виз сроком от 1 года до 5 лет. Регламентированы сроки оформления виз и сборы за их выдачу.

(Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 262-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об упрощении процедуры выдачи виз для осуществления взаимных краткосрочных поездок граждан")


Вернуться в начало


Налоги

Расширен перечень операций, освобождаемых от обложения НДС.

Речь идет об операциях по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребкооперативами.

Сюда же относятся операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) перечисленными организациями.

Освобождение от обложения НДС действует, если указанные работы (услуги) были приобретены у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газоснабжающих организаций, юрлиц и ИП, непосредственно выполняющих (оказывающих) их.

Также в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные специализированными управляющими организациями на формирование резерва на проведение текущего и капремонта общего имущества в многоквартирном доме. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

(Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Некоторые компенсационные выплаты спортивным судьям освобождаются от обложения НДФЛ и страховыми взносами на конкретные виды социального страхования.

Речь идет о выплатах, связанных с компенсацией стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях.

При этом организаторы физкультурных или спортивных мероприятий смогут определять условия и порядок предоставления спортивным судьям указанных компенсационных выплат.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Так, норма об освобождении указанных выплат от обложения НДФЛ вступит в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по данному налогу. Норма об освобождении выплат от обложения страховыми взносами вступит в силу с 01.01.2010 - даты, с которой ЕСН будет заменен страховыми взносами на конкретные виды социального страхования.

(Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 276-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Налоговые изменения для плательщиков ЕСХН.

В состав расходов, на которые уменьшается налогооблагаемая база, включены потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотии и других чрезвычайных ситуаций, в том числе связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий. Также при определении базы теперь учитываются расходы в виде потерь от вынужденного убоя птицы и животных в пределах утверждаемых Правительством РФ норм (до внесения изменений учитывались только потери от падежа).

Кроме того, введено дополнительное правило для организаций, которые до перехода на ЕСХН использовали при исчислении налога на прибыль метод начислений. Они должны включать в налоговую базу затраты на приобретение квот (долей) добычи (вылова) водных биоресурсов, фактически оплаченные до перехода и не отнесенные на расходы при определении налоговой базы. Расходы учитываются на дату перехода. Указанная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. Закон вступает в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по ЕСХН.

(Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.5 и 346.6 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Расширены права регионов по установлению транспортного налога.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон № 282-ФЗ от 28.11.2009, который предоставляет право увеличивать или уменьшать базовые ставки транспортного налога законами субъектов РФ в десять раз, а также дифференцировать налоговые ставки в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и их экологического класса.

Сами базовые ставки транспортного налога остались без изменений.

(Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ)

Изменения в налогообложении имущества, входящего в Единую систему газоснабжения (ЕСГ).

Теперь в отношении движимого и недвижимого имущества, входящего в ЕСГ, налог (авансовые платежи) уплачивается (уплачиваются) в бюджет того региона, в котором оно фактически находится.

Фактическим местом нахождения указанного имущества признается территория региона, в котором осуществляются добыча, транспортировка, хранение и (или) поставки газа. Прежде такой порядок применялся только в отношении недвижимости. Налог на движимое имущество должен был перечисляться в бюджет по месту нахождения собственника (ОАО "Газпром"), т.е. в бюджет г. Москвы.

Предусмотрено, что налоговая база определяется в целом по субъекту РФ. Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

(Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Утверждены ставки акцизов на 2010, 2011 и 2012 годы.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон № 282-ФЗ от 28.11.2009, устанавливающий ставки акцизов на 2010, 2011 и 2012 годы.

Так в частности ставка акциза на спирт этиловый составит по годам, соответственно, 30,50 рублей, 33,60 рублей и 37 рублей за 1 литр безводного этилового спирта. Акциз на алкоголь с объемной долей этилового спирта свыше 9% составит 210 рублей, 231 рубль и 254 рубля.

Акциз на пиво с долей спирта от 0,5 до 8,6% возрастет до 9 рублей в 2010 году, 10 рублей в 2011 году и 12 – в 2012 году.

(Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ)

Утвержден порядок уплаты взносов на обязательное страхование от несчастных случаев.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал вчера федеральный закон № 297-ФЗ от 28.11.2009. "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", передает пресс-служба главы государства.

Федеральным законом предусматривается сохранить в 2010 году и на период до 2012 года порядок и условия уплаты страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также размеры этих тарифов.

Таким образом, на указанный период сохраняется 32 страховых тарифа, дифференцированных по видам экономической деятельности (в зависимости от класса профессионального риска), при этом остаются в силе существующие льготы по уплате данных тарифов.

(Федеральный закон от 28.11.2009 № 297-ФЗ)

Дополнено законодательство о налогообложении операций с ценными бумагами.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 281-ФЗ от 25.11.2009 "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ".

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок и создание в РФ режима налогообложения таких операций, сопоставимого с аналогичными режимами, существующими в странах с развитыми финансовыми системами.

В этих целях предусматривается внесение соответствующих изменений в главы 21 "Налог на добавленную стоимость", 23 "НДФЛ" и 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, в частности, федеральным законом статья 214.1. НК РФ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок излагается в новой редакции

Кроме того, особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами устанавливаются новыми статьями 214.3 и 214.4 НК РФ

(Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ)

Доля в собственности на недвижимость признана объектом налогообложения.

Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил федеральный закон № 283-ФЗ от 28.11.2009, которым предусматривается внесение изменений в Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц" и НК РФ, направленных на уточнение отдельных вопросов администрирования региональных и местных налогов, передает пресс-служба Кремля.

Федеральный закон дополняет перечень объектов обложения налогами на имущество физических лиц таким объектом налогообложения, как доля в праве общей собственности на жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж и иное строение, помещение и сооружение.

(Федеральный закон от 28.11.2009 № 283-ФЗ)


Вернуться в начало


Судебная практика

За решения участников отвечает само общество.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 18 ноября 2009 г. по делу N А45-1365/2009 подтвердил, что исковое требование о признании недействительным решения, принятого органом управления обществом, поданное к конкретным участникам общества, удовлетворению не подлежит.

ФАС указал, что решения органов управления общества могут быть обжалованы в судебном порядке. Решения могут быть признаны недействительными, если обществом был нарушен порядок извещения истца о месте и времени созыва собрания.

При этом ответчиком по таким требованиям является само общество, а не отдельные его участники, принимавшие участие в собрании.

(Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.11.2009 по делу № А45-1365/2009)

Для изъятия участка достаточно факта пользования им после расторжения договора.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 17 ноября 2009 г. по делу N А46-11071/2009 подтвердил, что, поскольку общество продолжало пользоваться земельным участком в отсутствии правоустанавливающих документов, суд правомерно удовлетворил исковое требование об освобождении земельного участка.

ФАС указал, что при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть присуждено к исполнению обязанности в натуре.

(Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2009 по делу № А46-11071/2009)

Третьи лица не вправе требовать возмещения судебных расходов.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 17 ноября 2009 г. по делу № А45-9196/2008 признал, что судебные инстанции правомерно отказали третьему лицу в удовлетворении заявления о взыскании судебных издержек, посчитав, что данное лицо не оспаривало решение суда первой инстанции и не занимало активную позицию в деле.

ФАС указал, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Исходя из содержания данной статьи, судебные расходы подлежат возмещению только тем лицам, в пользу которых принимается судебный акт.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, хотя и имеют заинтересованность в деле, но, тем не менее, решением суда с данных лиц ничего не взыскивается и им ничего не присуждается.

При этом судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, могут быть возмещены в связи с обжалованием ими судебных актов.

(Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2009 по делу № А45-9196/2008)

Добросовестный плательщик в любом случае не отвечает за своих контрагентов.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении № А56-23937/2009 от 09.11.2009 признал, что, поскольку инспекция не представила доказательств того, что общество знало о подписании первичных документов от имени руководителей контрагента неустановленным лицом, оснований для признания выгоды необоснованной в деле не имеется.

ФАС указал, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

При этом заявитель как добросовестный налогоплательщик не может нести ответственность за действия своего контрагента.

(Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 09.11.2009 по делу № А56-23937/2009)

Скидки по контракту могут уменьшать таможенную стоимость товара.

ФАС Московского округа в Постановлении от 24 ноября 2009 г. N КА-А40/12275-09 отклонил довод о том, что скидки с цены газа вызванные недопоставкой, предусмотренные контрактом, не могут уменьшать таможенную стоимость газа, поскольку по своей природе скидки должны носить стимулирующий и поощряющий характер.

ФАС указал, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

Таким образом, основанием для определения стоимости сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары при их продаже на экспорт в Российской Федерации, является контракт, в соответствии с которым произведена экспортная поставка, а также документы, являющиеся основанием для таможенного оформления товара.

(Постановления ФАС Московского округа от 24.11.2009 по делу № КА-А40/12275-09)

Неверное указание КБК не свидетельствует о неисполнении налоговой обязанности.

ФАС Московского округа в Постановлении от 23 ноября 2009 г. N КА-А40/10956-09 разъяснил, что неправильное указание КБК при перечислении налога не является основанием для признания неисполненной обязанности по уплате взносов и соответственно, начисления пени.

ФАС указал, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах срок. При этом обязанность по уплате налога прекращается уплатой данного налога.

В свою очередь обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу.

(Постановления ФАС Московского округа от 23.11.2009 по делу № КА-А40/10956-09)

Штрафы со страхователя взыскиваются во внесудебном порядке.

ФАС Московского округа в Постановлении от 23 ноября 2009 г. № КА-А40/12201-09 отклонил довод о том, что взыскание штрафов ФСС России должно производиться на основании решений о привлечении страхователя к ответственности и выставленных требований об уплате штрафных санкций в рамках исполнительных производств.

ФАС отметил, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В случае неуплаты или неполной уплаты штрафа в установленный органом ФСС России срок его взыскание производится путем направления в банк, в котором открыт счет организации - страхователя, поручения на списание штрафа в бесспорном порядке. Исключение составляют случаи, при которых взыскание штрафа с организации производится только в судебном порядке.

Таким образом, заключает ФАС, штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат взысканию с организации вне зависимости от размера штрафа во внесудебном порядке.

(Постановления ФАС Московского округа от 23.11.2009 по делу № КА-А40/12201-09)

Отражение в декларации необлагаемой операции не является основанием для начисления налога.

ФАС Московского округа в Постановлении от 20 ноября 2009 г. N КА-А40/10618-09 отклонил довод о том, что общество, отразив в налоговой декларации по НДС операцию по реализации квартиры как облагаемую налогом, по существу отказалось от ее освобождения от налогообложения.

ФАС отметил, что не подлежит налогообложению по НДС на территории Российской Федерации реализация жилых домов, жилых помещений, долей в них. Таким образом, в силу прямого указания закона операция по реализации квартиры не является объектом обложения НДС.

В свою очередь при отказе от применения льготы налогоплательщик должен представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от применения льготы.

(Постановления ФАС Московского округа от 20.11.2009 по делу № КА-А40/10618-09)

Информация о филиалах в обязательном порядке подлежит внесению в учредительные документы.

ФАС Московского округа в Постановлении от 19 ноября 2009 г. N КГ-А40/11845-09 отклонил довод о том, что сведения об изменении адресов местонахождения филиалов общества в учредительные документы не вносятся.

ФАС указал, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Внесение более подробных сведений в учредительные документы юридического лица, включая местонахождение его филиалов, будет способствовать правильной организации хозяйственной деятельности, стабильности гражданского оборота, а также возможности осуществления налоговыми органами должного контроля за оплатой и поступлением надлежащих налоговых платежей от юридических лиц, находящихся на их территории.

Поэтому изменения об адресе местонахождения ряда филиалов данного общества также подлежат внесению в учредительные документы.

(Постановления ФАС Московского округа от 19.11.2009 по делу № КГ-А40/11845-09)


Вернуться в начало


Прочее

Субсидии на капремонт жилья не включают в доходы упрощенца.

Минфин РФ в своем письме № 03-11-06/2/241 от 12.11.2009 разъясняет особенности налогообложения целевых средств, полученных из местного бюджета в рамках реализации закона № 185-ФЗ о содействии реформированию ЖКХ организациями, применяющими УСН.

Денежные средства, полученные ТСЖ, жилищными, ЖСК или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями из местного бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона N 185-ФЗ, не включаются в базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Вместе с тем, что касается средств собственников квартир, полученных управляющей компанией на ремонт многоквартирных домов, управление которыми она производит, то при определении базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления.

К целевым поступлениям, в частности относят отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся ТСЖ, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, ЖСК или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

В связи с тем, что в качестве получателя средств на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества поименован ограниченный перечень организаций, доходы в виде указанных отчислений, поступившие иным лицам, подлежат включению в состав доходов, учитываемых в связи с применением УСН.

(Письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-11-06/2/241)

Пособие по беременности иностранному работнику не уменьшает налог на прибыль.

Согласно пункту 15 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ.

Ввиду того, что российским законодательством не предусмотрено право на получение пособия по беременности и родам временно пребывающим в РФ иностранным гражданином, расходы налогоплательщика по выплате такого пособия за счет собственных средств не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.

Такие разъяснения представлены Минфином РФ в письме № 03-03-06/2/224 от 13.11.2009.

(Письмо Минфина России от 13.11.2009 № 03-03-06/2/224)

Акты выполненных работ на услуги связи ежемесячно составлять не обязательно.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/750 от 13.11.2009 поясняет необходимость для целей документального подтверждения расходов при исчислении налога на прибыль составлять ежемесячные акты выполненных работ на оказание услуг связи.

В письме отмечается, что при применении метода начисления доходы от реализации услуг признаются в налоговом учете исполнителя на дату, в которую у заказчика появляется обязанность оплатить оказанные ему услуги, определяемую в соответствии с договором возмездного оказания услуг.

Таким образом, учитывая то, что для определения величины доходов от реализации услуг и момента их признания в налоговом учете достаточно договора возмездного оказания услуг, для целей налогообложения прибыли налогоплательщика-исполнителя ежемесячное составление актов об оказании услуг связи не требуется.

Кроме того, в случае если из требований законодательства или условий договора об оказании услуг не следует, что акт об оказании услуг связи подлежит ежемесячному составлению, то для целей документального подтверждения в налоговом учете расходов заказчика ежемесячное составление актов также не требуется.

(Письмо Минфина России от 13.11.2009 № 03-03-06/1/750)

Использование вмененщиками ККТ, снятого с учета, законодательством не регулируется.

Минфин РФ в письме № 03-01-10/3139 от 13.11.2009 комментирует возможность дальнейшего применения плательщиком ЕНВД снятого с налогового учета кассового аппарата для удобства внутреннего учета.

В письме ведомство отмечает, что использование снятой с регистрации в налоговом органе ККТ, в частности, для целей внутреннего учета движения товара, Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организациями и ИП, являющихся налогоплательщиками ЕНВД, не регулируется.

(Письмо Минфина России от 13.11.2009 № 03-01-10/3139)

В состав расходов при УСН включается товары, оплаченные покупателями.

При определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в состав расходов включается стоимость приобретенных товаров, оплаченных поставщикам, реализованных и оплаченных покупателями.

В случае, если при определении базы по УСН, налогоплательщик в состав расходов включил стоимость приобретенных товаров, оплаченных поставщикам, оприходованных и реализованных, но не оплаченных покупателями, то ему необходимо пересчитать налоговые обязательства.

Такие разъяснения представил Минфин РФ в письме № 03-11-06/2/242 от 12.11.2009.

(Письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-11-06/2/242)

По НМА полученным в безвозмездное пользование амортизация не начисляется.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/715 от 30.10.2009 разъясняет, имеет ли ООО право в налоговом учете амортизировать нематериальные активы, полученные в виде безвозмездного бессрочного вклада в имущество ООО от участника с долей в уставном фонде 60%, и включать сумму амортизации в себестоимость продукции.

Специалисты ведомства отмечают, что нематериальные активы, переданные в безвозмездное пользование, из состава амортизируемого имущества исключаются, и начисление амортизации по ним не производится.

(Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-03-06/1/715)

При расчете ЕНВД коэффициенты-дефляторы за разные годы не перемножают.

Приказом Минэкономразвития РФ № 465 от 13.11.2009 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2010 год" коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД, установлен на 2010 год в размере, равном 1,295.

Размер коэффициента-дефлятора К1 на 2010 год рассчитан как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде (в 2009 году), и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году (то есть за 2009 год).

Поэтому налогоплательщикам при исчислении ЕНВД за налоговые периоды 2010 года коэффициент-дефлятор, установленный на 2009 год, и коэффициент-дефлятор, установленный на 2010 год, перемножать не следует.

Такие разъяснения привел Минфин РФ в письме № 03-11-11/216 от 27.11.2009.

(Письмо Минфина России от 27.10.2009 № 03-11-11/216)

Компенсация от заказчика расходов на командировку включается в базу по НДС.

Минфин РФ в своем письме № 03-07-11/288 от 09.11.2009 поясняет особенности применения НДС в отношении денежных средств, получаемых исполнителем услуги по ведению бухучета от заказчиков услуги на компенсацию расходов, связанных с командировками сотрудников исполнителя к месту расположения заказчиков.

В документе отмечается, что компенсация заказчиком исполнителю услуги расходов, связанных с командировками сотрудников исполнителя к месту расположения заказчика, связана с оплатой за услугу, оказываемую заказчику исполнителем.

Учитывая изложенное, вышеуказанные денежные средства подлежат включению в базу по НДС.

(Письмо Минфина России от 09.11.2009 № 03-07-11/288)

Оплата за проживание работников не обязывает перечислять НДФЛ за владельца помещения.

Коллегия адвокатов заключила трудовой договор с иностранным специалистом - гражданином Великобритании, одним из условий которого является предоставление ему квартиры для проживания в Москве.

Договор найма квартиры заключен между иностранным специалистом и физическим лицом - собственником квартиры.

При этом, Коллегия адвокатов осуществляет перечисление арендной платы за иностранного сотрудника, предусмотренной указанным договором, на счет физического лица - собственника квартиры.

В этом случае специалисты Минфина РФ в письме № 03-04-06-01/279 от 09.11.2009 отмечают, что поскольку Коллегия адвокатов не имеет договорных отношений с физическим лицом-арендодателем и перечисляет суммы арендной платы за счет заработной платы иностранного специалиста, то она не является организацией от которой или в результате отношений с которой арендодателем получен доход в виде арендной платы и, соответственно, не является налоговым агентом.

Физические лица, исходя из сумм вознаграждений, полученных от организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, самостоятельно производят исчисление и уплату НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 09.11.2009 № 03-04-06-01/279)

При продаже журнала с вложенным диском ставка НДС составляет 18%.

Минфин РФ в письме № 03-07-11/297 от 11.11.2009 приводит разъяснения по вопросу применения ставки НДС при реализации журнала с вложенным в него компьютерным диском, распространяемым в рекламных целях.

В документе отмечается, что перечень товаров, работ и услуг операции по реализации которых облагаются НДС по пониженной ставке в размере 10%, установлен пунктом 2 статьи 164 НК РФ.

В данный перечень включены периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного и эротического характера.

Перечень товаров, операции по реализации которых освобождены от налогообложения НДС, установлены статьей 149 НК РФ.

Данным перечнем предусмотрены операции по передаче в рекламных целях товаров, работ и услуг, расходы на приобретение единицы которых не превышают 100 рублей.

Операции по реализации периодических печатных изданий, в частности журналов с вложенными в них компьютерными дисками, распространяемыми в рекламных целях, указанными перечнями не предусмотрены.

Таким образом, в указанном случае следует применять ставку НДС в размере 18%.

(Письмо Минфина России от 11.11.2009 № 03-07-11/297)

Минфин разъяснил особенности уплаты НДС.

Согласно налоговому законодательству суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению этим налогом, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению НДС либо освобождаются от налогообложения этим налогом.

Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период.

При определении вышеуказанной пропорции получаемые налогоплательщиком доходы в виде процентов по банковским депозитам, процентов по остаткам на банковских счетах, дивидендов по акциям, не учитываются, поскольку такие доходы выручкой от реализации товаров (работ, услуг) не являются.

Что касается вычетов НДС по расходам, произведенных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, то такие вычеты производятся в общеустановленном порядке.

Такие разъяснения представил Минфин РФ в письме № 03-07-11/295 от 11.11.2009.

(Письмо Минфина России от 11.11.2009 № 03-07-11/295)

Расходы по передаче в госсобственность объектов могут не учитываться при налогообложении прибыли.

Минфин РФ в своем письме № 03-03-06/1/758 от 16.11.2009 разъяснил порядок налогообложения прибыли организаций при передаче в государственную собственность коммунальной инфраструктуры.

В письме отмечается, что в соответствии с главой 25 НК РФ налогоплательщик вправе учесть при определении налогооблагаемой прибыли любые обоснованные, осуществленные в целях ведения предпринимательской деятельности и документально подтвержденные расходы, за исключением установленного перечня расходов, которые не учитываются при определении налоговой базы.

Следовательно, если договор развития застроенной территории реализуется налогоплательщиком в рамках осуществления им предпринимательской деятельности, действующее налоговое законодательство не препятствует отнесению расходов организаций-инвесторов по выполнению условий договора о развитии застроенной территории, в том числе расходов по строительству коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

В том же случае, если передача объектов коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей производится не по договору о развитии застроенной территории, а по иным гражданско-правовым договорам, например, по договору дарения, расходы, связанные с такой передачей не учитываются при налогообложении прибыли.

(Письмо Минфина России от 16.11.2009 № 03-03-06/1/758)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.