Мониторинг изменений за период 06.12.10 - 10.12.10



Бухгалтерский учет

Упрощен порядок ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Внесены дополнения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, в том числе: ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации", ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности".

Так, в частности, субъектам малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, предоставлено право признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), даже если право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) не перешло от организации к покупателю или работа не принята заказчиком. Ранее при несоблюдении данного условия в учете организации признавалась кредиторская задолженность, а не выручка. Все расходы по займам такие организации вправе признавать "прочими расходами" (по общему правилу часть таких расходов подлежит включению в стоимость инвестиционного актива).

Кроме того, указанным субъектам малого предпринимательства разрешено не применять ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" и ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда".

Указанные субъекты вправе исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения отчетности за этот период, без ретроспективного пересчета.

Последствия изменений учетной политики, которые повлияли или способны существенно повлиять на финансовое положение организации, результаты деятельности и движение денежных средств, могут отражаться субъектами малого предпринимательства перспективно.

Установлено, что новые правила подлежат применению при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год.

(Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 г. № 144н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету")


Вернуться в начало


Налоги и взносы

Унифицирован объект обложения и база для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В частности, уточняются понятия "объект обложения страховыми взносами", "база для начисления страховых взносов", "страховой тариф", вводится понятие "заработок застрахованного" и устанавливается перечень выплат, на которые страховые взносы не начисляются, по аналогии с нормами, предусмотренными Федеральным законом № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Таким образом, с 1 января 2011 года объект обложения страховыми взносами по указанному виду страхования и база для их начисления практически совпадают с объектом обложения и базой, которые предусмотрены Законом о страховых взносах в ПФР, ФСС РФ и фонды ОМС.

(Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 348-ФЗ)

Установлены пониженные тарифы страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС и ФОМС для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации.

Внесены изменения в отдельные законодательные акты, касающиеся порядка перечисления страховых взносов, уплаты и начисления.

В частности, установлено, что при отсутствии банка плательщики страховых взносов - физические лица могут уплачивать страховые взносы через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. Денежные средства, принятые местной администрацией от плательщика страховых взносов - физического лица в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом предусмотрено, что в случае обстоятельств непреодолимой силы указанный срок может быть продлен до их устранения.

Устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет или издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является: деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств; издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных.

(Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 339-ФЗ)

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов остались без изменений.

Как и в 2010 году данные страховые взносы уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

(Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 331-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов")


Вернуться в начало


Правовые новости

Период временной нетрудоспособности, оплачиваемый за счет средств работодателя, увеличен с двух до трех дней.

Федеральным законом вносятся изменения в систему выплат по временной нетрудоспособности. В частности:

  • изменяется порядок расчета среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Средний заработок для исчисления пособий предлагается исчислять исходя из среднего заработка застрахованного лица не за один, а за два предшествующих календарных года. Женщинам, находящимся в декрете в указанный период, соответствующие календарные годы могут быть заменены (при соблюдении некоторых условий) предшествующими календарными годами (годом);
  • устанавливается обязанность работодателя выдавать сотруднику справку о сумме заработка за текущий календарный год, а также за два календарных года, предшествующих году обращения за справкой или году увольнения.

Также Федеральным законом определяется механизм предоставления гражданами справок о заработке для назначения и выплаты пособия за два предшествующих календарных года, на который были начислены страховые взносы.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

(Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 343-ФЗ)

В 2011 году максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит 52 740 руб.

Федеральным законом утверждены, в частности: основные характеристики бюджета Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов; перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда; распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов; общий объем межбюджетных трансфертов. Кроме того, определяются особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики, особенности установления отдельных расходных обязательств бюджета Фонда, особенности администрирования и исполнения бюджета Фонда.

(Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов")

Уточнены требования, предъявляемые к мировому судье и кандидату на такую должность.

Указано, что мировым судьей может быть российский гражданин, соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Законом о статусе судей. В связи с принятием Закона о противодействии коррупции, в частности, установлены дополнительные требования к судьям и кандидатам.

Напомним, что это отсутствие судимости, гражданства иностранного государства. Они также не должны состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Судьи и кандидаты обязаны отчитываться о своих доходах и имуществе. Судью можно будет назначить по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня. Ранее это положение относилось только к федеральным судьям.

(Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 338-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 5 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации")

Скорректирован Закон об органах судейского сообщества.

Закреплено, что в ВС РФ создаются 2 органа судейского сообщества: общее собрание судей и Совет судей указанного суда. Полномочия, порядок формирования и деятельности данных органов определит положение, которое должно принять названное собрание.

Установлено, что представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане нашей страны, состоящие на госслужбе Российской Федерации (ранее - имеющие высшее юридическое образование и не совершившие порочащих их поступков).

Закон вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования.

(Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 346-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации")

Изменен закон о государственной социальной помощи.

Изменениями, в частности, уточнен состав набора соцуслуг. Помимо прочего речь идет об обеспечении по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарствами, изделиями медназначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В отдельном пункте предусмотрено предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение. Установлена длительность пребывания в санаторно-курортных учреждениях в рамках набора соцуслуг в количестве 18 дней.

Продолжительность лечения детей-инвалидов - 21 день, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней. С 641 руб. до 705 руб. увеличен размер средств на оплату предоставления набора соцуслуг.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

(Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи")

Установлены основные характеристики бюджета ФФОМС на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.

В 2011 г. доходы составят 335 968 300 тыс. руб., в 2012 г. - 369 166 400 тыс. руб., в 2013 г. - 403 541 600 тыс. руб. Расходы определены в аналогичных суммах. Дефицит не предусмотрен.

Для финансового обеспечения территориальных программ ОМС в рамках базовой программы в бюджете зарезервированы ассигнования на 2012 г. в сумме 100 541 274,7 тыс. руб., на 2013 г. - 379 861 880 тыс. руб.

В ФСС России направляются межбюджетные трансферты на оплату медпомощи, оказанной женщине во время беременности, родов и послеродовой период (по 3 тыс. руб. и 6 тыс. руб. соответственно). Речь также идет о диспансерном наблюдении ребенка, поставленного на учет в течение 1 года жизни и до 3 месяцев.

В 2011 г. 4 млрд руб. выделяются на дополнительную диспансеризацию работающих граждан; 890,7 млн руб. - на диспансеризацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и сирот.

Продолжается реализация программ модернизации здравоохранения.

(Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов")

В Закон об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний внесены изменения.

Установлено, что при назначении ежемесячной страховой выплаты заработок, из которого исчисляется ее размер, увеличивается с учетом коэффициентов для индексации указанного размера. Это касается средств, полученных за период до индексации выплат в соответствии с законодательством.

Заработок, полученный до 1 мая 2002 г., в целях исчисления размера выплаты увеличивается пропорционально централизованному повышению МРОТ в период по 1 мая 2002 г. включительно.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

(Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")

Скорректирован ГПК РФ.

Цель поправок - усовершенствовать производство в суде апелляционной и кассационной инстанций.

Ранее ГПК РФ закреплял 2 вида проверки судебных постановлений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу. Если они приняты мировыми судьями, то применяется апелляционное производство, а если федеральными судами общей юрисдикции — кассационное. Однако не существует разницы в порядке рассмотрения и разрешения гражданских дел. Исходя из этого установлены общие правила реализации права на апелляционное обжалование судебных постановлений, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции по первой инстанции. С 10 дней до 1 месяца увеличен срок подачи апелляционных жалобы, представления. Уточнено их содержание.

Еще одной особенностью рассмотрения решений в апелляционной инстанции является неприменение правил об изменении предмета и основания иска, о предъявлении встречного требования и др.

В кассационном порядке рассматриваются вступившие в законную силу судебные постановления.

Обязательным условием для проверки судебного постановления в кассационном порядке является исчерпание иных установленных Кодексом способов его обжалования до дня вступления в законную силу.

Надзорное производство установлено в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений.

Полномочия по пересмотру судебных постановлений (предусматривается их исчерпывающий перечень) в порядке надзора сохраняются исключительно за Президиумом Верховного Суда.

Вступившие в законную силу судебные постановления теперь будут пересматриваться не только по вновь открывшимся, но и новым обстоятельствам. Это те, которые существовали на момент принятия акта. Установлен перечень таких обстоятельств. Закреплены положения об обжаловании решения суда по делу о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

(Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ “О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации”)

Усилена уголовная ответственность за преступления террористического характера.

Теперь за террористический акт (без квалифицирующих признаков) лишают свободы на срок от 8 до 15 лет (прежде - от 8 до 12 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет). Ранее тех, кто содействует террористической деятельности, лишали свободы на срок от 4 до 8 лет с ограничением ее на срок до 2 лет либо без такового. Согласно поправкам это преступление наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом (до 500 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за период до 3 лет) либо без такового. Санкции за то же деяние, совершенное с использованием служебного положения, также повышаются.

Пособничество в совершении террористического акта стало самостоятельным составом преступления. Наказание - лишение свободы на срок от 8 до 20 лет. Усиливается уголовная ответственность за публичные призывы к террористической деятельности и ее оправдание.

Условно-досрочное освобождение к лицам, осужденным за перечисленные выше преступления, применяется только после того, как отбыто не менее 3/4 от срока наказания. Прежде данное правило действовало только в отношении организаторов и участников преступного сообщества.

(Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 352-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации")

Пересмотрены нормы, касающиеся обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями.

Предоставление названных средств и изделий финансируется из федерального бюджета. При невозможности предоставить их инвалиду или ветерану либо при их оплате за его счет ему полагается компенсация.

Согласно внесенным поправкам величина этой выплаты ограничена стоимостью средств (изделий), предоставляемых бесплатно за счет федерального бюджета. Порядок выплаты этой компенсации определяет Минздравсоцразвития России. Оно дополнительно наделяется полномочиями устанавливать перечень противопоказаний для обеспечения инвалидов средствами реабилитации.

В перечень технических средств реабилитации включены кресла-коляски. Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2011 г.

Между тем предусмотрено исключение для ветеранов и инвалидов, которые за свой счет приобрели протезы (кроме зубных), протезно-ортопедическое изделие или техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу до указанной даты. Этим лицам компенсация выплачивается в соответствии с прежним порядком независимо от даты обращения за ней.

(Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и статьи 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации")

Уточнен порядок индексации регулируемых цен на электроэнергию (мощность), применяемый в договорах купли-продажи электроэнергии (мощности).

В целях определения зависимости регулируемых цен и тарифов на поставляемую электроэнергию от прогнозных показателей инфляции на соответствующий год, изменений цен на топливо, ставок налогов и платежей, а также технологических особенностей производства электроэнергии Приказом ФСТ РФ от 30.10.2009 N 268-э/1 были утверждены формулы индексации цен (тарифов), порядок их применения и порядок установления используемых в формулах показателей.

В эти формулы внесены изменения, касающиеся порядка определения некоторых показателей - удельных расходов, относимых на финансирование капитальных вложений за счет прибыли, планового объема потребления топлива, цен на потребляемый поставщиками электроэнергии природный газ, величины выпадающих доходов или полученного избытка, связанных с отклонениями фактических показателей от плановых показателей, учтенных в тарифах на электроэнергию. В соответствии с изменениями, в частности, из формул исключена привязка отдельных показателей к 2007 и 2008 годам. Кроме этого, для поставщиков оптового рынка электроэнергии, расположенных на территориях, объединенных в ценовые зоны, установлен порядок применения при расчете индексированных цен (тарифов) на генерирующую мощность на 2011 год коэффициентов, учитывающих соотношение отдельных показателей, определенных в прогнозном балансе рынка электроэнергии на 2007 год и в прогнозном балансе на 2010 год.

(Приказ ФСТ РФ от 26.10.2010 г. № 259-э/5 "О внесении изменений и дополнений в Формулы индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемые в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядок их применения, а также порядок установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2009 г. № 268-э/1")

Уточнены организационно-правовые процедуры подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Наибольшее количество соответствующих изменений внесено в "Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" (Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 N 360), в частности уточнено содержание заявки на подключение (в т.ч. в ней теперь можно не указывать дату планируемого ввода в эксплуатацию строящегося или реконструируемого объекта), подробно регламентированы процедуры согласования проекта договора о подключении и его содержание (в т.ч. установлены сроки обмена соответствующими документами, размер неустойки за просрочку исполнения договора, порядок поэтапного внесения платы за подключение) и установлена возможность вместо внесения платы за подключение самостоятельного исполнения заказчиком включенных в договор обязательств исполнителя по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанных непосредственно с подключением, в случае отсутствия у исполнителя утвержденной инвестиционной программы, касающейся таких объектов.

Изменения, уточняющие основания подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (уточняющие соответствующие формулировки), внесены также в "Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83.

В "Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (постановление Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520) внесены дополнения, устанавливающие содержание инвестиционных программ, которые должны учитываться при расчете тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

(Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 г. № 940 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в части совершенствования порядка подключения к сетям инженерно-технического обеспечения")

На 2011 год уменьшена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание.

Квота установлена в количестве 129486 разрешений (на 2010 год квота составляла 159515, а на 2009 год - 200345 разрешений).

Квота распределена по федеральным округам следующим образом: Центральный федеральный округ - 39000 штук, Северо-Западный - 10060, Южный - 7130, Северо-Кавказский - 5450, Приволжский - 25216, Уральский - 11300, Сибирский - 23050, Дальневосточный - 8280.

(Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 г. № 2123-р "Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ на 2011 год")

Начиная с 1 января 2014 года отказаться от получения универсальной электронной карты можно путем написания соответствующего заявления; до этой даты карта выдается только тем, кто специально за ней обратился.

Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной и электронной формах информацию о пользователе картой, в частности: ФИО, дата и место рождения, пол пользователя, его фотографию, номер универсальной электронной карты и срок ее действия, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования РФ, а также иные сведения, определяемые уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Основными целями введения универсальной электронной карты гражданина является повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами или организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

По мнению Минэкономразвития РФ, универсальная электронная карта позволит использовать накопленные государственными органами данные для дистанционного получения гражданином государственных и муниципальных услуг. Данное ведомство также считает, что создание системы универсальных электронных карт не приведет к формированию какой-либо дополнительной системы нумерации для учета граждан.

С 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года карта выдается гражданам бесплатно, на основании заявлений. Начиная с 1 января 2014 года карта будет также бесплатно выдаваться не подавшим до этого момента заявление и не обратившимся с заявлением об отказе от получения этой карты.

Получение универсальной электронной карты не является обязательным, и от карты можно отказаться, подав соответствующее заявление. Гражданин имеет право отказаться от использования универсальной электронной карты в любое время после получения карты.

(Письмо Минэкономразвития России от 18.11.2010 г. № Д06-4104 "Об отказе от использования универсальной электронной карты")

Пенсионный фонд РФ начинает прием заявлений на предоставление средств материнского капитала для индивидуального жилищного строительства.

Сообщается, что в связи с внесением постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 г. № 937 изменений в "Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" семьи могут направить средства материнского капитала на строительство или реконструкцию жилого помещения без привлечения организации-подрядчика, а также на компенсацию затрат на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.

С соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ могут обратиться владельцы сертификатов спустя 3 года с момента рождения второго или последующего ребенка. С момента удовлетворения заявления, не позднее чем в двухмесячный срок сумма, не превышающая 50 процентов размера средств материнского капитала заявителя, будет перечислена на счет, указанный в заявлении. Спустя полгода с момента первоначального перечисления средств для получения оставшейся суммы заявителю необходимо представить в Пенсионный фонд РФ ряд документов. Также владельцы сертификатов могут получить средства материнского капитала в качестве компенсации затрат на индивидуальное строительство жилого объекта, право собственности на который возникло не ранее 1 января 2007 года, а на реконструкцию жилого объекта - независимо от даты возникновения на него права собственности.

В частности, для направления средств материнского капитала на строительство или реконструкцию индивидуального жилого помещения необходимо представить:

  • сертификат на материнский капитал;
  • документ, удостоверяющий личность, регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания.

Если заявление подается через представителя, то потребуется документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность. Если стороной обязательств по строительству жилья является супруг владелицы сертификата, то необходимо дополнительно представить документ, удостоверяющий личность супруга, и свидетельство о браке.

(Информация ПФР от 08.12.2010 г. "О приеме заявлений на индивидуальное строительство за счет средств материнского капитала")

Скорректированы Правила нотариального делопроизводства, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Так, установлено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, должны указывать на личных бланках, а также в своих письмах и организационно-распорядительных документах наименование нотариальной палаты региона. На практике имеют место случаи, когда нотариусу на личном приеме передаются подлинные документы, необходимые для нотариального производства, но при этом нотариальное действие не совершается в день их принятия или осуществляется без заявителя. Такие материалы должны возвращаться под расписку. Установлено, что она может оформляться как отдельным документом, так и в виде соответствующей записи на остающейся в делах нотариуса копии возвращаемого подлинника. В ряде случаев гербовая печать нотариуса передается в территориальный орган Минюста России. Это сложение полномочий, освобождение от них нотариуса, занимающегося частной практикой, увольнение нотариуса из госконторы, изменение наименования последней или места нахождения нотариуса, указанных на печати. Уточнено, что печать передается для уничтожения. Срок - не более 30 дней.

Депозитные операции регистрируются в Книге их учета. Закреплено, что после этого данные о лице, на чье имя в депозит нотариуса внесены деньги или ценные бумаги, отражаются в алфавитной книге учета кредиторов. Установлена ее форма. Исключено положение о том, что сообщения, полученные по факсу, электронной почте, и телефонограммы нужно помещать в отдельные номенклатурные дела. Уточнено, что нотариус, занимающийся частной практикой, должен передавать в нотариальную палату не только неиспользованные, но и испорченные бланки для совершения нотариальных действий.

(Приказ Минюста РФ от 23 ноября 2010 г. N 360 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. N 403")

Уточнены принципы установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации.

Закреплено, что такие надбавки подлежат госрегулированию на территории России. Надбавки учитываются при формировании цены на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей этого субъекта. Надбавки могут дифференцироваться по группам потребителей. Это зависит от присоединения к сетям различного давления, от ценовых поясов, сезонности, от времени заключения договоров поставки газа и сроков их действия. Учитываются режимы отбора ресурсов, объемы их потребления и др.

Уточнено, что надбавки утверждают органы исполнительной власти регионов. Необходимо согласование с газораспределительными организациями. Средний размер надбавки определяется по методике, утверждаемой ФСТ России. Он не может превышать 25% (включая налог на прибыль) средней величины тарифа на услуги по транспортировке газа для конечных потребителей. Порядок расчета последней также устанавливает Служба.

(Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")

Скорректированы правила заключения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.

Установлено, что для этого заказчик подает заявку исполнителю, эксплуатирующему сети инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, который выдал технические условия. Ранее направлялась оферта.

В заявке указываются реквизиты заказчика; местонахождение объекта капстроительства; предмет договора; правовые основания владения и (или) пользования участком, на котором располагается объект; номер и дата выдачи технических условий; день подключения.

Дополнен перечень прилагаемых материалов. Если заявку подает представитель заказчика, то необходим документ, подтверждающий его полномочия. Предполагается, что установленный перечень является исчерпывающим. Закреплено положение о недопустимости требовать направить иные документы. Скорректирован порядок рассмотрения материалов. Уточнено содержание договора о подключении.

Внесены изменения в правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

Чтобы установить тарифы на подключение и надбавки, организация направляет до 1 мая текущего года в орган регулирования определенные документы. В их числе - инвестиционная программа. Закреплено ее содержание. Указываются объект системы коммунальной инфраструктуры, обоснование необходимости его сооружения, проектная или прогнозируемая стоимость, источники финансирования, параметры экономической эффективности.

(Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 940 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка подключения к сетям инженерно-технического обеспечения")

Определены состав и порядок раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.

Это, в частности, данные о ценах (тарифах) на регулируемые работы (услуги), их основных потребительских характеристиках, условиях выполнения (оказания), наличии доступа к ним. Цены (тарифы) на услуги в сфере грузовых ж/д перевозок должны доводиться до сведения потребителей минимум за 10 дней до их введения, в области пассажирских перевозок - за 5 дней.

Раскрытию также подлежат основные показатели финансово-хозяйственной деятельности (годовая финотчетность, объемы перевозок, грузо- и пассажирооборот по инфраструктуре ж/д транспорта общего пользования за год и т. д.).

До потребителей следует доводить информацию о перечне услуг, входящих в стоимость проезда в вагонах различных категорий; классы обслуживания пассажиров; время отправления и прибытия поездов; график работы билетных касс и др. Раскрываются сведения об инвестиционных программах, а также способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для осуществления перевозок (подвижном составе, оборудовании, топливе, электроэнергии).

Указанная информация размещается на официальных Интернет-сайтах и публикуется в СМИ, распространяемых в регионах осуществления перевозок. Ее также можно бесплатно получить, подав соответствующий запрос (в том числе в электронном виде).

(Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 939 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок")

Определены состав и порядок раскрытия информации субъектами естественных монополий в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, а также по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

До сведения потребителей доводятся перечень регулируемых государством услуг, цены (тарифы) на них, их основные потребительские характеристики и условия оказания, наличие технической возможности доступа к ним. В частности, сообщаются правила обеспечения безопасности мореплавания в портах, данные о навигационно-гидрографическом обеспечении условий плавания по внутренним водным путям, регламент работы аэропорта, пропускная способность аэродрома и аэровокзального комплекса.

Обнародованию подлежат основные показатели финансово-хозяйственной деятельности (годовая бухотчетность, доходы и расходы, уплаченные налоги). Раскрывается информация об инвестиционных программах, а также способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания регулируемых услуг (в том числе условия конкурсов по закупкам).

Указанные сведения размещаются на официальных Интернет-сайтах и публикуются в СМИ (распространяемых в регионах деятельности монополистов, в которых обнародуются официальные материалы органов власти). Их также можно получить, подав соответствующий письменный запрос.

(Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 938 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей")

С 1 января 2011 г. в России станет возможна процедура медиации.

Она позволит сторонам прийти к консенсусу и достичь взаимоприемлемого соглашения при помощи независимого лица (медиатора).

Установлено, что программа подготовки медиаторов утверждается Минобрнауки России. Необходимо также согласование с Минюстом России. Постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.

(Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 "О программе подготовки медиаторов")

Скорректированы случаи допустимости соглашений между банками и страховыми организациями.

Теперь они распространяются на взаимодействие между сторонами при страховании рисков заемщиков в рамках реализации программ ипотечного кредитования. Предусмотрено требование о наличии у банка исчерпывающего перечня сведений и документов, которые страховая организация должна представить для проведения проверки. Определены сроки последней.

Дополнен перечень недопустимых условий соглашений. Нельзя обязывать страховую организацию размещать денежные средства на депозитах и в ценные бумаги, поддерживать остатки финансов на счетах, а также обороты средств по расчетным счетам.

(Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 968 "О внесении изменений в общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями")

Скорректирован порядок расчета обязательных нормативов банков. Изменения претерпел порядок расчета норматива достаточности собственных средств банка (Н1).

Дополнительно установлено, что просроченные требования к центральным банкам или правительствам государств-участников СНГ со страновой оценкой "7", а также к резидентам следует включать не в V группу (коэффициент риска 150%), а в IV группу активов (коэффициент риска 100%).

Речь также идет о кредитных требованиях и требованиях по получению процентов. Уточнен перечень расшифровок кодов, используемых при расчете обязательных нормативов.

Указание вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Указание ЦБР от 8 ноября 2010 г. N 2513-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков")

Установлены основные характеристики бюджета ПФР на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг.

Общий объем доходов в 2011 г. составит 5,14 трлн руб., расходов - 4,82 трлн руб. В 2012 г. эти показатели равны 5,65 трлн руб. и 5,3 трлн руб. соответственно, а в 2013 г. - 6,25 трлн руб. и 5,84 трлн руб.

Доходная часть бюджета Фонда формируется в основном за счет взносов на обязательное пенсионное страхование и трансфертов из федерального бюджета. Общая численность получателей пенсии, предположительно, составит на начало 2012 г. 40,33 млн человек. Для обеспечения социально приемлемого уровня пенсий по сравнению с заработной платой предусмотрена их индексация. Так, трудовые пенсии предполагается увеличить в 2011 г. на 8%, в 2012 г. на 8,9%, в 2013 г. на 9,2%. В результате средний размер трудовой пенсии установлен в 8 452 руб., 9 211 руб. и 10 100 руб. соответственно. Доход пенсионера будет более чем на 70% превышать прожиточный минимум и составит около 36% среднемесячной зарплаты (по международным стандартам уровень минимального соцобеспечения — 40% заработка за 30 лет трудового стажа). Закреплена индексация ежемесячных денежных выплат льготным категориям граждан (в 2011 г. - на 6,5%, в 2012 г. - на 6%, в 2013 г. - на 5,5%).

Предусмотрены бюджетные ассигнования на повышение с учетом уровня инфляции материнского (семейного) капитала и социального пособия на погребение.

(Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. № 355-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов”)

Уточнены сроки перерасчета пенсий военнослужащим, сотрудникам ряда правоохранительных органов и членам их семей.

Речь идет о пенсиях за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Они пересматриваются в сторону увеличения со дня наступления соответствующих обстоятельств (например, изменения группы инвалидности, достижения 80 лет). Если пенсионер обратится за перерасчетом не сразу, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается за прошлое время (со дня приобретения права на перерасчет), но не более чем за 12 месяцев, предшествующих обращению. Для случаев уменьшения размера пенсии сохраняется прежний порядок пересчета с 1-го числа следующего месяца.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

(Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей")


Вернуться в начало


Таможня

Уточнены правила ввоза и вывоза драгоценных металлов и камней. Изменения обусловлены формированием ТС.

Особенности ввоза драгоценных металлов и камней в Россию из стран, не входящих в ТС, и их вывоза в обратном направлении теперь определяет Президент РФ.

Ранее он устанавливал порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов и камней в нашу страну в целом. Однако столь широкие полномочия противоречили Положению о порядке ввоза на территорию ТС и вывоза с нее драгметаллов, камней и сырьевых товаров, содержащих такие металлы.

(Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 336-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и статьи 6 и 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности")

Скорректирован Закон о таможенном тарифе.

Закреплено, что Правительство РФ может устанавливать ставки вывозных пошлин в особом порядке в отношении отдельных товаров. Для этого оно должно определить их категории, а также указанный порядок и соответствующие формулы. Исключение - сырая нефть и некоторые виды выработанной из нее продукции (по перечню, утвержденному Правительством РФ), т. к. порядок установления ставок пошлин для них регулируется законом.

Предполагается, что поправки позволят ввести гибкое регулирование размера ставок вывозных пошлин на биржевые товары в зависимости от их цены. Закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 335-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе")

ФТС РФ сообщает, что с 1 января 2011 года вступают в силу новые формы декларации на товары и транзитной декларации.

Речь идет о документах, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 421 "О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций", Решением КТС от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" и Решением КТС от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций".

Отмечается, в частности, что формы деклараций для российских участников ВЭД, в основном, сохраняют привычный вид. В ряде граф изменяется порядок записи данных или требуются иные сведения. Декларации можно распечатывать на обычных листах формата A4. Бланки, отпечатанные типографским способом, применяться не будут.

Инструкция о порядке заполнения декларации на товары аналогично с действующим порядком включает в себя нормы, регулирующие особенности заполнения деклараций на товары при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, а также при декларировании в одной декларации товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС.

В целом для Российской Федерации форма и порядок заполнения декларации на товары не претерпели значительных изменений; ФСТ РФ лишь обращает внимание на ряд особенностей, которые появились при заполнении декларации на товары.

(Информация ФТС России от 02.12.2010 г. "О порядке заполнения новых форм таможенных деклараций")

Комиссия Таможенного союза приняла ряд решений.

Ставка ввозной пошлины на гепарин и его соли (код 3001 90 910 0 ТН ВЭД ТС) снижается с 10 до 0% от таможенной стоимости.

Казахстан продлил на 6 месяцев запрет на вывоз из страны легких дистиллятов и продуктов, керосина и газойлей (коды ТН ВЭД ТС 2710 11, 2710 19 210 0-2710 19 250 0, 2710 19 410 0-2710 19 490 0 соответственно).

Запрет не касается специальных бензинов (коды ТН ВЭД ТС 2710 11 210 0-2710 11 250 0) и бытового печного топлива.

Ограничение на экспорт моторного топлива действует в Казахстане с мая 2010 г. Оно обусловлено нехваткой бензина в стране.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 480 "О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении гепарина и его солей", Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 481 "О введении временного запрета на вывоз легких дистиллятов и продуктов, керосина и газойлей с территории Республики Казахстан")


Вернуться в начало


Судебная практика

ФАС уточнил порядок принятия решения о привлечении к налоговой ответственности.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А53-1046/2010 от 29.11.2010 пояснил, что поскольку при принятии решения налоговая инспекция нарушила принцип непосредственности исследования доказательств лицом, принявшим решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, данный акт является незаконным.

ФАС указал, что акт налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен объявить, кто рассматривает дело, и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2010 г. № А53-1046/2010)

Инспекция обязана уточнять перечень истребуемых документов.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А53-7362/2010 от 26.11.2010 подтвердил, что требования, направленные обществу, не обоснованы, поскольку не позволяют понять, какие именно документы требует налоговая инспекция у общества для устранения выявленных ошибок.

ФАС отметил, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров и документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов. Перечень подтверждающих документов не является закрытым, помимо наличия счетов-фактур нормами НК РФ установлена необходимость представления в подтверждение вычетов первичных документов и документов, подтверждающих принятие товара на учет.

Из приведенных норм права следует, что налоговые вычеты производятся на основании названных документов и при соблюдении налогоплательщиком ряда условий. При этом в состав подлежащих представлению для подтверждения вычетов документов могут быть включены как первичные документы, так и документы бухгалтерского или иного учета.

Вопрос об их объеме, относимости истребованных налоговым органом документов к проверке наличия у налогоплательщика права на налоговый вычет подлежит исследованию и оценке в конкретной ситуации, с учетом произведенных налогоплательщиком хозяйственных операций, влияющих на проверку достоверности, полноты и правильности определения налоговой базы в установленный налоговый период. При этом инспекция должна привести перечень истребуемых документов.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2010 г. № А53-7362/2010)


Вернуться в начало


Прочее

ПФР разъяснил порядок включения в базу для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды различных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц.

В разъяснениях сообщается, что выплаты, производимые работникам организации, - частичная оплата коммунальных услуг и компенсация на содержание детей в дошкольных учреждениях - облагаются страховыми взносами, а пособия и компенсации работникам, находящимся в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трех лет, не подлежат обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды.

Относительно выплат, производимых физическим лицам, не являющимся работниками предприятия (в том числе по гражданско-правовым договорам, договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права), было отмечено, что указанные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами, независимо от того, за счет каких источников они произведены.

(Письмо ПФР от 18.10.2010 г. № 30-21/10970 "Страховые взносы: о порядке начисления на выплаты различного характера")

ФНС России о применении ЕСХН.

По мнению ФНС РФ, если по итогам налогового периода у вновь зарегистрированного плательщика ЕСХН отсутствуют доходы от реализации сельхозпродукции, он утрачивает право применять данный специальный налоговый режим

По мнению налоговой службы, главным условием, позволяющим применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, является осуществление налогоплательщиком процесса производства сельхозпродукции, а также получение дохода от ее реализации. Отсутствие такого дохода по итогам налогового периода означает утрату налогоплательщиком права применять ЕСХН с момента постановки на учет в налоговом органе.

В этом случае по истечении налогового периода налогоплательщик должен в течение одного месяца произвести перерасчет налоговых обязательств за весь налоговый период по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ и налогу на имущество организаций в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Кроме того, налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и платежей по ним.

(Письмо ФНС РФ от 24.11.2010 г. № ШС-37-3/16198@ "Об утрате статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя")

Предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов.

Минфин разъяснил, что доходы и расходы индивидуального предпринимателя отражаются в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций кассовым методом.

Использование иных методов учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями для целей исчисления НДФЛ налоговым законодательством не предусмотрено, разъяснено письмом от 20.05.10 № 03-04-06/3-99.

(Письмо Минфина России от 20.05.2010 г. № 03-04-06/3-99)

О переносе убытков на будущее.

Письмом от 25.11.10 № 03-03-06/1/740 Минфин разъяснил вопрос о порядке переноса убытков на будущее для целей налогообложения прибыли, вступающем в силу с 1 января 2011 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 283 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 года, налогоплательщик не вправе переносить на будущее убытки, полученные при определении налоговой базы, в отношении которой налогоплательщик применял ставку 0%.

(Письмо Минфина России от 25.11.2010 г. № 03-03-06/1/740)

Рассматриваются вопросы увеличения лимита для УСН до 100 млн. руб.

Сергей Миронов предлагает новые методы налоговой поддержки малых предприятий. На 24 заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации на тему "Налогообложение и налоговое администрирование в сфере малого и среднего предпринимательства" был высказан ряд налоговых предложений.

Так, С. Миронов предложил освободить от налогов субсидии, полученные малыми предприятиями из бюджетов различных уровней, увеличить предельный уровень доходов для применения упрощённой системы налогообложения как минимум до 100 млн. руб., а также предоставить право регионам снижать ставку по УСН до 3%.

(Служба новостей TaxHelp.RU)

Совмещение УСН и ЕНВД: как уменьшить авансовые платежи.

Если организация не совмещает УСН с видами предпринимательской деятельности, переведенными на уплату ЕНВД, то она применяет упрощенную систему налогообложения в целом, т. е. в отношении всех видов деятельности.

Минфин России разъяснил, что уменьшение сумм налога (авансовых платежей по налогу), предусмотренное пунктом 3 статьи 346.21 НК РФ, осуществляется на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в целом по организации.

(Письмо Минфина России от 24.11.2010 г. № 03-11-06/2/179)

Об оформлении справки об отсутствии долгов перед бюджетом.

В справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (утв. Приказом Минфина России от 18.01.08 № 9н), и в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (утв. приказом ФНС России от 04.04.05 № САЭ-3-01/138), отражаются отсроченные, рассроченные, в том числе в порядке реструктуризации, приостановленные к взысканию суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам показываются без учета сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

(Письмо Минфина России от 16.11.2010 г. № 03-02-07/1-535)

Относится ли к расходам нотариуса сумма комиссии, взимаемой банком за совершение операций?

К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся в том числе расходы по оплате услуг банков (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Московские налоговики разъяснили, что в составе расходов нотариуса может быть учтена сумма комиссии, взимаемой банком за совершение операций.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 20.08.2010 № 20-14/2/087846)

Продажа квартиры, которая была в собственности менее трех лет: есть возможность не платить НДФЛ.

Физлицо планирует продать квартиру, которой владеет менее трех лет. Обязано ли физлицо уплатить НДФЛ при продаже квартиры за сумму ее покупки?

Как разъяснила столичная налоговая служба, при продаже объекта недвижимости, например, за 5 млн. руб., находившегося в собственности менее трех лет и приобретенного ранее за те же 5 млн. руб., налогооблагаемого дохода и, соответственно, суммы налога, подлежащей уплате, не возникает при условии наличия документов, подтверждающих приобретение квартиры.

Такими документами являются договор купли-продажи квартиры и платежные документы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, расписки в случае, если сделка осуществлялась между физическими лицами).

(Письмо УФНС России по г. Москве от 19.08.2010 № 20-14/4/087718)

Московская налоговая служба разъяснила, как и с чем подается налоговая декларация.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к ней (п. 3-4 ст. 80 НК РФ).

Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, в электронном виде.

Налогоплательщик может подать налоговую декларацию в налоговый орган лично или через представителя, направить в виде почтового отправления с описью вложения или передать по телекоммуникационным каналам связи.

При этом представить отчетность по электронной почте можно только в случае заверения ее электронной цифровой подписью (ЭЦП) через специального оператора связи.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 09.08.2010 № 20-14/4/083615)

Минфин не видит связи между ставкой НДС и уровнем цен.

Как показывает практика, сообщает Минфин, отмена налога на добавленную стоимость на отдельные виды товаров, работ или услуг фактически не оказывает принципиального влияния на уровень цен.

Более того, освобождение от налогообложения НДС операций по реализации инструментов для ветеринарии может создать прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других товаров, используемых в ветеринарии, что приведет к сокращению доходов федерального бюджета.

(Письмо Минфина России от 21.05.2010 г. № 03-07-03/88)

Если право на налоговый вычет возникло с 1 января 2008 года.

Налогоплательщик может воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере, не превышающем 2 млн. руб., в случае, если право на данный вычет возникло начиная с 1 января 2008 года, разъяснила УФНС России по г. Москве.

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет в размере, который не превышает 2 млн руб., налогоплательщик должен представлять:

  • при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них на основании договора купли-продажи - документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на квартиру, комнату или долю (доли) в них, возникшее начиная с 1 января 2008 года;
  • при приобретении прав на квартиру (доли в ней) в строящемся доме - договор долевого участия в строительстве (соинвестирования), а также акт о передаче квартиры, доли (долей) в них плательщику НДФЛ, оформленный после 1 января 2008 года.

(Письмо УФНС России по г. Москве от 12.08.2010 г. № 20-14/4/085465)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.