Мониторинг изменений за период 04.10.21 - 10.10.21


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 04.10.2021 - 10.10.2021 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Внесены уточнения в перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

В указанном перечне в позиции, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8443 32 100 9, слова "модель 70-1CLUV-3PH" заменены словами "модель 70-1CLUV-3PH; цифровой печатный модуль печати переменных данных Domino DP050101FU K600i 108 мм; цифровой печатный модуль печати переменных данных Domino DP050103FU K600i 333 мм; цифровой печатный модуль печати переменных данных Domino DP050104FU K600i 445 мм; цифровой печатный модуль печати переменных данных Domino DP050105FU K600i 558 мм; цифровой печатный модуль печати переменных данных Domino DP050107FU K600i 782 мм; цифровой печатный модуль печати переменных данных MarkAndy DPV SmartPack 13".
Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
(Постановление Правительства РФ от 01.10.2021 N 1672 "О внесении изменения в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")
Источник: КонсультантПлюс, 07.10.2021, http://www.consultant.ru/law/review/208062467.html/

С 1 января 2023 года будет применяться новая редакция налоговой декларации по налогу на имущество организаций

Изменения внесены в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Также корректируются некоторые положения формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
(Приказ ФНС России от 09.08.2021 N ЕД-7-21/739@ "О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 N СА-7-21/405@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 N ММВ-7-21/575@", зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2021 N 65278)
Источник: КонсультантПлюс, 05.10.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/71235.html/

С 1 января 2022 года вносятся изменения в План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций

В частности, разъясняется порядок отражения бухгалтерских операций по счетам 60406 "Обесценение основных средств", 60808 "Обесценение активов в форме права пользования", 61913 "Обесценение недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности".
(Указание Банка России от 19.08.2021 N 5892-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года N 579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения", зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2021 N 65075)
Источник: КонсультантПлюс, 05.10.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69405.html/

Скорректирован План счетов бухгалтерского учета НФО

Вносимыми изменениями уточнен порядок ведения некоторых счетов бухгалтерского учета и введены новые счета, в том числе:
- "60406 Накопленное обесценение основных средств";
- "60808 Накопленное обесценение активов в форме права пользования";
- "61913 Накопленное обесценение инвестиционного имущества".
Также определено, что отражение на счетах бухгалтерского учета обесценения активов в форме права пользования осуществляется в соответствии с главой 4 Положения Банка России от 22 сентября 2015 года N 492-П.
Аналитический учет по счету N 60804 ведется в разрезе договоров аренды, отдельных активов. Аналитический учет по счету N 60805 ведется в разрезе договоров аренды и отдельных активов, учитываемых на счете по учету активов в форме права пользования. Аналитический учет по счетам N 60806, N 60807 ведется в разрезе договоров аренды. Аналитический учет по счету N 60808 ведется в разрезе договоров аренды и отдельных активов.
Настоящее указание вступает в силу с 1 января 2022 года.
(Указание Банка России от 19.08.2021 N 5890-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 486-П "О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения", зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2021 N 65108)
Источник: КонсультантПлюс, 05.10.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/71228.html/

Уточнен порядок ведения бухгалтерского учета отдельными некредитными финансовыми организациями

Установлено, что отдельные некредитные финансовые организации отражают на счетах бухгалтерского учета:
- основные средства в соответствии с требованиями главы 2 Положения Банка России от 22 сентября 2015 года N 492-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях" (далее - Положение Банка России N 492-П);
- инвестиционное имущество в соответствии с требованиями главы 4 Положения Банка России N 492-П;
- запасы в соответствии с требованиями главы 6 Положения Банка России N 492-П;
- средства труда и предметы труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в соответствии с требованиями главы 7 Положения Банка России N 492-П.
Кроме того, включены новые разделы и строки в Приложение 2 "Символы доходов и расходов отчета о финансовых результатах для отдельных некредитных финансовых организаций" к Положению Банка России от 25 октября 2017 года N 612-П.
Настоящее указание вступает в силу с 1 января 2022 года.
(Указание Банка России от 19.08.2021 N 5894-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 25 октября 2017 года N 612-П", зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2021 N 65120)
Источник: КонсультантПлюс, 06.10.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/71244.html/

СТАТИСТИКА

Утверждены формы федерального статистического наблюдения за издательской деятельностью

Приказом предусмотрены две формы, необходимые для осуществления федерального статистического наблюдения: "Сведения о деятельности по изданию книжной продукции" и "Сведения о деятельности по изданию периодических печатных средств массовой информации".
Приведены сроки представления указанных форм и порядок их заполнения.
С введением в действие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных настоящим приказом, признается утратившим силу постановление Росстата от 31 декабря 2004 г. N 162 "Об утверждении статистического инструментария для организации Роспечати статистического наблюдения".
(Приказ Росстата от 23.09.2021 N 582 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указанием по их заполнению для организации Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации федерального статистического наблюдения за издательской деятельностью")
Источник: КонсультантПлюс, 06.10.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/71242.html/

Обновлена форма для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью религиозных организаций

Утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО(Р) "Сведения о деятельности религиозной организации" с указаниями по ее заполнению и введена в действие с отчета за 2021 год.
Форму предоставляют юридические лица - некоммерческие организации, являющиеся религиозными.
С введением в действие утвержденной формы признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 15.10.2020 N 636.
(Приказ Росстата от 01.10.2021 N 613 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью религиозных организаций")
Источник: КонсультантПлюс, 06.10.2021, http://www.consultant.ru/law/review/208062390.html

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

С 1 января 2022 года вводится новая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, а также Единый таможенный тариф

Приводится перечень решений Совета Евразийской экономической комиссии, утрачивающих силу, в том числе, Решение от 16 июля 2012 г. N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза".
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 1 января 2022 г.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии")
Источник: КонсультантПлюс, 07.10.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/71262.html

Товары, ввезенные в рамках электронной торговли, могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары

Установлено, что до подачи декларации на товары в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления могут быть заявлены к выпуску иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС юридическими лицами, определенными в качестве операторов электронной торговли, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада и реализуемые интернет-магазинами (интернет-площадками) третьих стран физическим лицам с использованием сети "Интернет".
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 81 "О категории товаров, которые могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары")
Источник: КонсультантПлюс, 07.10.2021, http://www.consultant.ru/law/review/208062481.html/

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Форму заявления о регистрации юрлиц № Р13014 планируется скорректировать

Ведомство подготовило проект изменений (ID 02/08/08-21/00119370) в свой приказ от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/617@, которым утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых при госрегистрации юридических лиц. Поправки затронут форму заявления о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, или о внесении изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма № Р13014).
В связи с закреплением в законодательстве правового режима договора конвертируемого займа форма дополнена разделами, в которых отражаются сведения, касающиеся заключения и исполнения такого договора, в том числе соответствующего увеличения уставного капитала.
Кроме того, уточняется, что при наличии договора управления залогом или договора синдицированного кредита (займа), который предусматривает наделение кредитного управляющего правами и обязанностями управляющего залогом, сведения о залогодержателе доли в уставном капитале организации не подлежат заполнению.
Корректировки внесены также в разделы формы, содержащие сведения о доверительном управлении долями в уставном капитале юрлица.
Источник: ГАРАНТ, 04.10.2021, http://www.garant.ru/news/1487409/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ООО меняет адрес: Верховный суд решил, может ли "старая" инспекция назначить проверку

Если организация подала документы об изменении адреса, но соответствующие изменения еще не внесены в ЕГРЮЛ, инспекторы по старому месту учета вправе вынести решение о проведении выездной проверки. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд.
Организация подала заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с изменением места нахождения. 2 октября инспекция внесла в реестр сведения о том, что юрлицо приняло решение о "переезде", а через несколько дней (но до момента внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения организации) назначила выездную проверку.
Организация обратилась в суд. По ее мнению, "старая" инспекция не имела права вынести решение о проведении проверки.
Суды всех инстанций, включая Верховный суд, не согласились с позицией организации. Судьи напомнили, что решение о проведении выездной проверки выносит налоговая инспекция по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (п.2 ст. 89 НК РФ). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). А моментом государственной регистрации признается момент внесение регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).
В описанной ситуации на момент назначения проверки в ЕГРЮЛ были внесены лишь сведения о том, что компания приняла решение об изменении места нахождения (основание для их внесения - пункт "в.2" части 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ). Однако, как разъяснили судьи, новое место нахождения организации приобретает правовое значение только после внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения (основание для ее внесения - пункт "в" части 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ). Сведения о месте нахождения (адресе) организации и о факте принятия ею решения о его изменении не тождественны друг другу. Право инспекции на вынесение решения о проверке прекращается в момент появления в реестре записи об изменении места нахождения организации.
Таким образом, до тех пор, пока в ЕГРЮЛ не внесены сведения о новом месте нахождения компании, "старая" налоговая вправе принять решение о назначении выездной проверки.
(Определение Верховного суда РФ от 27.09.21 № 304-ЭС21-16917)
Источник: Бухонлайн, 07.10.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/10/17061_ooo-menyaet-adres-verxovnyj-sud-reshil-mozhet-li-staraya-inspekciya-naznachit-proverku

Суд разъяснил, вправе ли инспекция оставить заявление о "закрытии ИП" без рассмотрения

По итогам рассмотрения заявления о регистрации прекращения деятельности ИП инспекция может либо принять решение о регистрации, либо ответить отказом. Оставить заявление без рассмотрения нельзя. К такому выводу пришел Арбитражный суд Уральского округа.
30 августа 2019 года индивидуальный предприниматель подал в налоговый орган заявление по форме № Р26001 о прекращении деятельности физлица в качестве ИП. Какого-либо решения по итогам рассмотрения заявления ИП не получил.
Однако в феврале 2020 года инспекция выставила требование об уплате налога, страховых взносов, пени, штрафа за 2019 год по состоянию на 15 января 2020 года. Получив требование, налогоплательщик обратился в ИФНС с просьбой выдать документ, подтверждающий факт внесения записи о прекращении деятельности в качестве ИП, либо решение об отказе в регистрации. В ответ на обращение инспекторы сообщили, что заявление о регистрации было оставлено без рассмотрения по двум причинам. Первая - заявление нужно было подать в другой налоговый орган. Вторая - подпись ИП не была заверена нотариально.
Предприниматель обратился в суд с требованием признать бездействие инспекции незаконным. Суд первой инстанции отказался поддержать налогоплательщика. Но в апелляционной и кассационной инстанциях ИП выиграл.
Судьи пояснили, что направление формы № Р 26001 в ненадлежащий регистрирующий орган, как и отсутствие нотариального удостоверения подписи на этом документе, не опровергают утверждение заявителя о фактическом прекращении деятельности в качестве ИП. А также о том, что он был заинтересован в принятии инспекцией решения о "закрытии ИП". Передача функций по регистрации прекращения деятельности ИП от одного налогового органа другому не является основанием для оставления заявления без рассмотрения.
В данном случае налоговый орган должен был принять решение об отказе в осуществлении регистрационных действий на основании подпунктов "б", "г" статьи 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ. Законодательство не допускает возможность оставить заявление по форме № Р 26001 без рассмотрения, то есть без вынесения решения о регистрации либо об отказе в регистрации.
(Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.09.21 № Ф09-5688/21)
Источник: Бухонлайн, 04.10.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/10/17038_sud-razyasnil-vprave-li-inspekciya-ostavit-zayavlenie-o-zakrytii-ip-bez-rassmotreniya

Суд разъяснил, является ли "карантинный" больничный основанием для продления отпуска

Если "карантинный" больничный пришелся на ежегодный оплачиваемый отпуск, то работодатель должен продлить или перенести отдых работника на количество дней, совпавших с периодом временной нетрудоспособности. При этом не имеет значения по какой причине был выдан бюллетень: из-за болезни самого работника или в связи с тем, что он контактировал с больным. К такому выводу пришел арбитражный суд Кемеровской области.
Во время очередного оплачиваемого отпуска работник находился на карантине из-за коронавируса (оформил больничный с кодом "03"). На основании заявления работника работодатель продлил этот отпуск и направил в ФСС документы для выплаты сотруднику пособия.
Фонд перечислил больничные, но позднее потребовал вернуть денежные средства. Проверяющие пришли к выводу, что пособие выплачено неправомерно. Обоснование такое: при наступлении страхового случая, который оформляется кодом "03 - карантин", отпуск не переносится и не продлевается, а пособие выплачивается за дни нахождения на карантине, не приходящиеся на период этого отпуска.
При этом контролеры сослались на письмо Минтруда от 09.04.20 № 14-2/В-393. В нем сказано, что временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или переноса отпуска. Обязанность продлить отпуск на число дней больничного возникает только в случае временной нетрудоспособности работника из-за заболевания или травмы. Учитывая, что в период ежегодного оплачиваемого отпуска заработок не утрачивается, пособие за период карантина, который совпал с оплачиваемым отпуском, не выплачивается.
Однако суд признал такую позицию ошибочной, указав на следующее.
Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен в том числе в случае временной нетрудоспособности работника (ст. 124 ТК РФ).
Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время отстранения его от работы в связи с карантином (ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае карантина работника, в том числе в период очередного оплачиваемого отпуска.
Ссылку фонда на письмо Минтруда № 14-2/В-393 суд также отклонил. Причина - оно не является нормативным правовым актом, а носит исключительно рекомендательный характер.
Применение фондом разъяснений Минтруда необоснованно, поскольку Закон № 255-ФЗ, который обязывает выплатить работнику "карантинное" пособие, имеет большую юридическую силу. При этом данный закон не конкретизирует причины карантина (болезнь самого работника или контактирование с инфекционным больным).
(Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.06.21 № А27-3083/2021)
Источник: Бухонлайн, 08.10.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/10/17070_sud-razyasnil-yavlyaetsya-li-karantinnyj-bolnichnyj-osnovaniem-dlya-prodleniya-otpuska

ПРОЧЕЕ

Непредставление отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, не является налоговым правонарушением

Сообщается, в частности, что национальная система прослеживаемости товаров представляет собой информационную систему, обеспечивающую сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.
Соответственно, законодательство о национальной системе прослеживаемости товаров не относится к законодательству о налогах и сборах.
Непредставление отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее - Отчет), и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, не оказывает прямого или косвенного влияния на уплату налогов и сборов налогоплательщиками.
В этой связи нормы, устанавливающие ответственность в соответствии со статьями 126 и 126.1 НК РФ, не распространяются на правонарушения в части непредставления Отчета и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
При этом ФНС информирует: на сегодняшний день подготовлен проект федерального закона, предусматривающий ответственность за нарушения законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров, в том числе за несвоевременное представление в налоговый орган Отчета и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
(Письмо ФНС России от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14005@ "По вопросу непривлечения по статье 126 при совершении правонарушений по непредставлению отчета и уведомлений по прослеживаемости")
Источник: КонсультантПлюс, 07.10.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/71268.html/

Даны разъяснения по вопросу порядка заполнения граф 16 - 19 книги покупок в случае приобретения товаров, подлежащих прослеживаемости

Сообщается, в частности, что Правилами ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 не предусмотрено особенностей заполнения граф 16 - 19 книги покупок при регистрации счета-фактуры, полученного при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, в случае использования таких товаров как в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и в операциях, не подлежащих налогообложению этим налогом.
В этой связи при регистрации указанного счета-фактуры в книге покупок в графы 16 - 19 переносятся реквизиты прослеживаемости и стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, из счета-фактуры в полном объеме, независимо от суммы налога, на которую налогоплательщик заявляет право на вычет и которая определяется с учетом положений пункта 4 статьи 170 НК РФ.
Данный порядок применяется также и в случае принятия к вычету налога на добавленную стоимость частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия товаров на учет товаров, подлежащих прослеживаемости.
Если налогоплательщик не регистрирует в книге покупок счета-фактуры на приобретенные товары, подлежащие прослеживаемости, и не использует право на вычеты сумм налога на добавленную стоимость или не имеет права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, указанных в этих счетах-фактурах, то у налогоплательщиков отсутствует обязанность отражать сведения из таких счетов-фактур в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
В случае, например, утилизации этих товаров, передачи на переработку, реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ и (или) освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ, в отношении которых отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур, сведения о таких товарах, подлежащих прослеживаемости, подлежат отражению в отчете.
Если товары, подлежащие прослеживаемости, используются для осуществления операций, облагаемых НДС, то сведения из счетов-фактур подлежат отражению в книге продаж с указанием реквизитов прослеживаемости.
(Письмо ФНС России от 30.09.2021 N ЕА-4-15/13856@ "По вопросу порядка заполнения граф 16 - 19 книги покупок в случае приобретения товаров")
Источник: КонсультантПлюс, 08.10.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/71274.html

Минфин не против подтверждения перевозки любыми документами независимо от наличия накладной

Минфин напомнил, что транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.
Для целей налогообложения прибыли подтверждением понесенных затрат по договору перевозки груза будут являться любые документы, оформленные в соответствии с требованиями Гражданского кодекса к такому договору и отраслевым законодательством, при условии их соответствия требованиям статьи 252 НК.
Минфин даже не упоминает о том, что любые документы котируются, если транспортной накладной нет. В свое время ФНС, отвечая на вопрос о подтверждении перевозки, говорила о возможности использовать иные документы конкретно при отсутствии транспортной накладной. И отмечала, что ее неоформление не может опровергать заключение договора перевозки, а также - не может служить единственной причиной для отказа в учете расходов.
Еще - ФНС не против включения налогоплательщиками в форму накладной своих дополнительных реквизитов. В сумме получается, что фискалы теперь в этом вопросе спокойно отнесутся почти к любым вольностям со стороны налогоплательщика.
Напомним, что в конце прошлого года появилась новая форма транспортной накладной - добавлены отметки для заполнения грузоотправителями-экспедиторами, а как и для чего эти отметки использовать, разъяснял Минтранс. А совсем на днях появились будущие форматы электронных транспортных документов, включая накладную.
(Письмо Минфина России от 8 сентября 2021 г. N 03-03-06/1/72593)
Источник: Audit-it.ru, 06.10.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1046738.html)

Доход ИП на патенте превысил 60 млн рублей: Минфин разъяснил, с какой даты применять ОСНО

В 2021 году индивидуальный предприниматель получил патент, однако в течение года утратил право на ПСН из-за превышения установленного лимита доходов. С какого момента он должен перейти на общую систему налогообложения (ОСНО)? На этот вопрос специалисты Минфина ответили в своем недавнем письме.
Как известно, для предпринимателей на ПСН установлено ограничение по годовому размеру доходов от реализации - не более 60 млн рублей. Если доходы по всем видам "патентной" деятельности с начала календарного года превысили эту величину, налогоплательщик считает перешедшим на общий режим налогообложения (либо на УСН или ЕСХН - при совмещении патента с одним из данных спецрежимов) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент (п. 6 ст. 346.45 НК РФ).
Поэтому, как полагают в Минфине, налогоплательщик, получивший в 2021 году патент на календарный год или на иной период, считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения (УСН, ЕСХН) с начала налогового периода, на который был выдан патент. То есть с даты начала действия патента, а не с даты превышения лимита доходов от реализации.
(Письмо Минфина России от 15.09.21 № 03-11-11/74779)
Источник: Бухонлайн, 07.10.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/10/17065_doxod-ip-na-patente-prevysil-60-mln-rublej-minfin-razyasnil-s-kakoj-daty-primenyat-osno

ФНС назвала признаки, по которым будет "выводить на чистую воду" липовых самозанятых

ФНС выпустила небольшой свод своих размышлений на тему налоговых рисков при привлечении самозанятых в качестве подрядчиков.
Работая с самозанятыми, налогоплательщики так же, как и при работе с другими контрагентами, могут учитывать критерии самостоятельной оценки рисков, утвержденные еще в 2007 году. В том числе ФНС рекомендует исследовать признаки того, что налоговики с высокой вероятностью сочтут контрагента проблемным (или "однодневкой"), а сделки, совершенные с ним, - сомнительными.
Вместе с тем, сейчас существует статья 54.1 НК - там описано, какие действия налогоплательщика признаются злоупотреблением, и какие условия должны быть соблюдены для возможности учесть расходы. Напоминаем, что весной ФНС выпускала обширные разъяснения о применении статьи 54.1 НК.
Оценивать все это налоговики могут в отношении налоговой отчетности и в ходе налогового контроля. В частности, они определяют, самостоятелен ли налогоплательщик в своем бизнесе, или же - только делает такой вид. При этом нет и быть не может исчерпывающего перечня документов, которые сняли бы все вопросы, поскольку налогоплательщики при необходимости все равно "нарисуют" - создадут формальный документооборот.
Что касается конкретно самозанятых - то ФНС планирует внести соответствующие изменения в критерии оценки рисков. Характерными признаками "оптимизации" путем подмены трудовых отношений гражданско-правовыми будут такие:
организационная зависимость "самозанятого" от своего "заказчика", то есть:
- регистрация физлица в качестве плательщика НПД - обязательное условие "заказчика";
- "заказчик" распределяет "самозанятых" по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;
- "заказчик" определяет режим работы плательщика НПД, в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;
- работник "заказчика" непосредственно руководит и контролирует работу плательщика НПД на объекте;
инфраструктурная зависимость "самозанятого" от "заказчика" - плательщик НПД пользуется материалами, инструментами и оборудованием заказчика;
порядок оплаты услуг и их учет аналогичен тому, что прописано в Трудовом кодексе.
Все это говорит о несамостоятельности "самозанятого".
(Письмо ФНС России от 16 сентября 2021 г. N АБ-4-20/13183@).
Источник: Audit-it.ru, 07.10.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1046838.html

Самозанятый работает через посредника: ФНС разъяснила, кто должен выдавать чеки

Самозанятый реализует товары (работы, услуги) через посредника. Специалисты ФНС в своем недавнем письме разъяснили, что в этом случае именно посредник должен выдавать покупателю чек. Если же он не применит ККТ, то плательщику налога на профдоход придется самому отразить свои доходы в приложении "Мой налог".
В части 2 статьи 14 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ прямо сказано: если плательщик НПД реализует товары (работы, услуги, имущественные права) на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, он не обязан передавать чеки покупателям. В таком случае, поясняют налоговики, применять ККТ должен посредник. Данные о произведенных расчетах уйдут в ФНС, которая отразит их в приложении для самозанятых "Мой налог".
Если же посредник по каким-то причинам не применит кассу, плательщик НПД не увидит данные о произведенных расчетах в приложении "Мой налог". В такой ситуации самозанятый обязан самостоятельно отразить сумму полученного дохода в мобильном приложении или веб-версии мобильного приложения "Мой налог".
(Письмо ФНС России от 14.09.21 № АБ-4-20/13039@)
Источник: Бухонлайн, 04.10.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/10/17039_samozanyatyj-rabotaet-cherez-posrednika-fns-razyasnila-kto-dolzhen-vydavat-cheki

Минтруд разъяснил, как выдать дубликат испорченной трудовой книжки

Комиссия по установлению стажа создается только при массовой утрате работодателем трудовых книжек. В остальных случаях (например, когда трудовая книжки пришла в негодность или работник ее потерял) дубликат выдается в обычном порядке, то есть без акта комиссии.
Напомним, что дубликат трудовой книжки оформляется в случае утраты трудовой книжки. Также его можно сделать, если первоначальная книжка физически не утрачена, но пришла в негодность: истрепалась, порвана, обгорела и т.п.
Порядок ведения и хранения трудовых книжек утвержден приказом Минтруда от 19.05.21 № 320н. В абзаце 1 пункта 31 Порядка сказано, что при массовой утрате трудовых книжек в результате чрезвычайных ситуаций трудовой стаж работников устанавливает специальная комиссия, созданная органом исполнительной власти субъекта РФ. По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа работника. Работодатель на основании акта комиссии выдает человеку дубликат трудовой книжки.
При этом в абзаце 7 пункта 31 Порядка оговорено, что "в таком же порядке" выдается дубликат, если трудовая книжка пришла в негодность (обгорела, порвана, испачкана).
Означает ли это, что работодатель не имеет права оформить дубликат пришедшей в негодность трудовой книжки без акта специальной комиссии? Нет, не означает, ответили специалисты Минтруда.
По мнению авторов письма, акт комиссии необходим только в случае, когда произошла массовая утрата работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций. Если же трудовая книжка (вкладыш) пришла в негодность или работник ее потерял, то необходимо действовать в соответствии с пунктом 27 Порядка № 320. Согласно этому пункту, работник, утративший трудовую книжку, обязан немедленно заявить об этом работодателю по месту работы, где была внесена последняя запись в книжку. В свою очередь работодатель должен выдать дубликат не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления.
(Письмо Минтруда от 28.09.21 № 14-6/ООГ-9180)
Источник: Бухонлайн, 05.10.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/10/17046_mintrud-razyasnil-kak-vydat-dublikat-isporchennoj-trudovoj-knizhki