Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет

Утвержден порядок представления финансовой отчетности.

На сайте Минфина размещен приказ Минфина от 19.03.2009 года № 26н, которым утвержден порядок, периодичность и сроки составления и представления финансовой отчетности в Счетную палату России. В настоящее время документ проходит регистрацию в Минюсте.

(Приказ Минфина России от 19.03.2009 № 26н)


Вернуться в начало


Налогобложение

Утверждена новая версия электронной декларации по НДФЛ.

ФНС России утвердила новую версию формата представления в электронном виде налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Приказом ФНС России от 28.04.09 № ММ-7-6/266 утвержден формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5) "Часть XXXIII. Состав и структура показателей налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) (Версия 04)".

(Приказ ФНС России от 28.04.09 № ММ-7-6/266)

Изменились формы некоторых уведомлений в ИФНС.

В ФНС приказом от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@ изменены некоторые формы сообщений налогоплательщиками сведений в налоговую инспекцию. Так, поправки внесены в форму № С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)", № С-09-2 "Сообщение об участии в российских и иностранных организациях", № С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации", № С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации".

(Приказ ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@)


Вернуться в начало


Таможня

Введены новые ставки ввозных пошлин на тропические масла.

Постановление Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 399 установило импортные пошлины на отдельные виды тропических масел в размере 10% от таможенной стоимости.

В указанном постановлении ставки ввозных таможенных пошлин определены в соответствие с кодами ТН ВЭД России по отдельным видам тропических масел. Оно вступает в силу через месяц со дня официального опубликования и будет действовать в течение 9-ти месяцев.

(Постановление Правительства РФ от 08.05.09 № 399)


Вернуться в начало


Правовые новости

Снижена ставка рефинансирования.

13 мая 2009 года Совет директоров Банка России принял решение о снижении процентных ставок. Об этом говорится в сообщении департамента внешних и общественных связей ЦБ. С 14 мая 2009 года ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12% годовых.

(Указание ЦБ РФ от 13.05.2009 № 2230-У "О размере ставки рефинансирования Банка России")

В Минфине уточнили, в каких случаях налоговики могут отказать в регистрации ККТ.

В регламенте, уточняющем порядок регистрации ККТ (утвержден приказом Минфина России от 10.03.2009 г. № 19н), перечислены восемь причин (пункт 22 регламента), по которым налоговики вправе отказать в регистрации кассового аппарата. Так, например, в регистрации кассы будет отказано, если чеки, контрольные ленты и фискальные отчеты, представленные при регистрации, не соответствуют техническим требованиям или отпечатаны не в фискальном режиме, или если касса, которая не является новой, уже исключена из реестра, при этом истек срок ее амортизации.

Узнать, какие именно документы затребуют при регистрации, теперь можно из пункта 27 нового Регламента. Это: заявление о регистрации кассы, паспорт ККТ, договор технической поддержки, заключенный между пользователем и поставщиком (или ЦТО). Если же компания или предприниматель хотят ККТ снять с учета, в инспекцию придется предоставить заявление, паспорт кассового аппарата, карточку его регистрации.

Регламент вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования приказа № 19н. Пока документ опубликован не был. Ориентировочно начнет действовать в 20- х числах мая.

(Приказ Минфина России от 10.03.2009 № 19н)

Повышены штрафы за нарушение ПДД.

Водителя, не уступившего дорогу пешеходу, велосипедисту или иному участнику дорожного движения (кроме водителей), пользующимся преимуществом в движении, теперь будут наказывать штрафом от 800 до 1000 руб. За нарушение правил перевозки людей предусмотрен штраф в 500 руб. (кроме перевозки людей вне кабины автомобиля, трактора и других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения). Ранее указанные нарушения влекли предупреждение или штраф 100 руб.

Нарушивший ПДД пешеход, пассажир транспортного средства, велосипедист или другой участник дорожного движения (кроме водителя) может быть предупрежден или оштрафован на 200 руб. (вместо 100 руб.).

Впервые предусмотрена административная ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки). За это может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере 300 руб. Аналогичным образом будут наказывать за нарушение правил остановки или стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов (ранее - предупреждение или штраф от 200 до 300 руб.).

Со 100-300 руб. до 500-700 руб. увеличен размер штрафа за перевозку людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных ПДД), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения.

(Федеральный закон от 07.05.2009 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")

Внесены изменения в Трудовой кодекс РФ.

Установлено, что экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования представляются работодателем в отделение ФСС РФ в трехдневный срок после завершения расследования.

Прежде такой срок не был определен.

Указанные выше документы необходимы для того, чтобы пострадавшему оплатили дополнительные расходы на лечение, социальную и профессиональную реабилитацию.

Как показывает практика, работодатели представляли документы по прошествии значительного времени. Из-за этого пострадавшие не могли своевременно получить страховое возмещение.

Поправки направлены на решение данной проблемы.

(Федеральный закон от 07.05.2009 № 80-ФЗ "О внесении изменения в статью 230 Трудового кодекса Российской Федерации")

Медицинские книжки защищены от подделок.

Установлено, что личные медицинские книжки, а также санитарные паспорта на специально предназначенные или оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов оформляются на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией уровня "В".

Внесены изменения в форму санитарного паспорта.

Ранее на странице 6 паспорта содержалась выписка из ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Указанная выписка переносится на страницу 7 паспорта.

Теперь на странице 6 делаются отметки о дезинфекции. Первоначально для таких отметок отводилась только 5-ая страница паспорта.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2009 г. Регистрационный N 13857.

(Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.04.2009 N 321 "О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402")

Утверждено Положение о законопроектной деятельности Правительства РФ.

Утверждено Положение о законопроектной деятельности Правительства РФ. Им урегулированы вопросы планирования законопроектной деятельности, образования и деятельности рабочих групп по подготовке законопроектов, внесения законопроектов в Правительство, а также подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов.

План законопроектной деятельности Правительства принимается в целях реализации мероприятий, предусмотренных основными направлениями работы Правительства на определенный период. План уточняется в соответствии с ежегодными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию, программами социально-экономического развития государства, а также предложениями федеральных органов исполнительной власти и некоторых организаций. Проект плана разрабатывает Минюст России. До внесения в Правительство законопроект должен получить заключения Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Законопроект и прилагаемые к нему материалы (приведен их перечень) рассматриваются Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности. Комиссия может принять решение о внесении законопроекта в Правительство только после представления туда проектов нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

С даты принятия решения о внесении Правительством законопроекта в Госдуму начинается подготовка и согласование актов, необходимых для реализации соответствующего закона. Установлен порядок подготовки актов после принятия во втором чтении законопроекта, содержащего нормы о предоставлении гражданам мер социальной поддержки, за исключением законопроектов о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов и об исполнении указанных бюджетов (исключение действует до 01.06.2011).

В соответствие с Положением приводятся Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов, а также Регламент Правительства РФ. Кроме того, утрачивают силу отдельные акты Правительства РФ по вопросам законопроектной деятельности.

(Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации")

Перераспределены функции в сфере государственного регулирования деятельности по финансовому оздоровлению экономики.

В ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" были внесены изменения, по-новому распределившие функции в сфере государственного регулирования деятельности по финансовому оздоровлению экономики. Так, было выделено две структуры органов: одна - контрольная, другая - регулирующая. К контролирующему органу перешли функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций. Государственному регулирующему органу вменены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансового оздоровления. Регулирующим органом назначено Минэкономразвития России.

В связи с этим расширены полномочия Минэкономразвития России.

Так, Министерство уполномочено утверждать порядок ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации, порядок ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Оно будет определять порядок осуществления контролирующим органом контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Также Минэкономразвития РФ будет утверждать единую программу подготовки арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе, порядок проведения торгов по реализации имущества должника в электронной форме. Кроме того, Министерство уполномочено устанавливать федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих.

(Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 387 "О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации")

Установлена обязательная оценка земельных участков и иной недвижимости.

Предусмотрена обязательная оценка земельных участков и иной недвижимости Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в случае их продажи, передачи в аренду или в залог.

Так, рыночная стоимость объектов недвижимости Фонда устанавливается в случаях: продажи или передачи в аренду земельных участков Фонда для жилищного строительства, размещения объектов производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного строительства; продажи объектов недвижимости Фонда вместе с земельными участками Фонда, на которых они расположены; продажи земельных участков Фонда, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты инфраструктуры; передачи в залог земельных участков Фонда.

Для ускорения передачи в собственность Фонда находящихся в федеральной собственности земельных участков (в том числе с расположенными на них недвижимыми объектами) исключена необходимость проведения оценки передаваемых объектов.

В целях разграничения государственной собственности на землю уточнено, что к федеральной собственности относятся земельные участки, принадлежащие организациям, созданным и (или) подведомственным государственным академиям наук.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 07.05.2009 N 91-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Уточнен порядок замещения председателя суда.

Уточнен порядок замещения председателя суда.

Согласно действующему законодательству руководители органов исполнительной и законодательной (представительной) власти самостоятельно определяют, кто из заместителей осуществляет полномочия руководителя во время их отсутствия. В то же время организационные полномочия председателей судов по распределению обязанностей между своими заместителями оказались ущемленными по сравнению с аналогичными полномочиями руководителей государственных органов. В связи с этим исключается норма о том, что в случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет первый заместитель. Теперь председатель суда вправе передать свои полномочия на время отсутствия любому своему заместителю, а при отсутствии последнего - одному из судей.

(Федеральный закон от 07.05.2009 N 83-ФЗ "О внесении изменений в статью 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и в статью 66 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР")

Внесены изменения в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Установлено, что в случае отсутствия председателя арбитражного суда его полномочия по поручению председателя осуществляет один из заместителей председателя. Таким образом, председатели арбитражных судов могут сами определять, кому из заместителей передать полномочия на время своего отсутствия.

Ранее в случае отсутствия председателя арбитражного суда его полномочия осуществлял первый заместитель председателя. Тем самым закон ограничивал полномочия председателей арбитражных судов по распределению обязанностей между своими заместителями.

(Федеральный конституционный закон от 07.05.2009 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации")

Утверждены правовые основы для обеспечения силами уголовно-исполнительной системы (УИС) охраны психиатрических больниц.

Утверждены правовые основы для обеспечения силами уголовно-исполнительной системы (УИС) охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Речь идет об учреждениях, предназначенных для проведения по решению суда принудительного лечения лиц, совершивших особо опасные преступления, но освобожденных от уголовной ответственности или от наказания в связи с психическими расстройствами.

Охрану указанных учреждений, сопровождение и охрану лиц, находящихся на принудительном лечении, будут обеспечивать специальные учреждения УИС - подразделения охраны психиатрического стационара. Руководство их деятельностью поручено территориальным органам УИС.

Установлены задачи этих подразделений, права и обязанности их сотрудников, а также принципы их взаимодействия с администрацией психиатрических стационаров. Определены условия и пределы применения сотрудниками подразделений физической силы, специальных средств и газового оружия. В качестве специальных средств могут быть использованы резиновые палки, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, служебные собаки, средства принудительной остановки транспорта. Закреплены случаи применения и использования огнестрельного оружия (например, в целях защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью лиц, находящихся на территории стационара, для освобождения заложников и захваченных охраняемых объектов стационара и отражения вооруженного либо группового нападения на такие объекты). Указано, что физическая сила, специальные средства и (или) оружие не могут применяться для наказания лиц, находящихся на принудительном лечении в стационаре.

(Федеральный закон от 07.05.2009 N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением")


Вернуться в начало


Международные отношения

Иностранцам – безвизовый въезд.

В 2009 г. введен безвизовый режим въезда и нахождения в РФ для иностранных туристов, прибывающих в Россию на срок до 3 суток на пассажирских паромах. Определен порядок пребывания указанных туристов на территории РФ.

Участники туристической группы - иностранные граждане и лица без гражданства - могут находиться на территории РФ в течение 72 часов без виз в случае проживания на пароме или в ином месте, определенном в групповой туристической программе. Под паромом понимается судно, не являющееся круизным, совершающее международные перевозки грузов и (или) пассажиров, в том числе участвующих в групповой туристической программе, и имеющее разрешение на пассажирские перевозки. Капитан парома через судового агента должен представить властям российского порта за 72 часа до прихода судна списки прибывающих пассажиров - участников групповой туристической программы и саму программу. Для безвизового схода на берег иностранец должен иметь документ, удостоверяющий личность, и числиться в указанных списках. Участник группы, не имеющий визы, может находиться только на территории, определенной в групповой туристической программе.

Установлены основания, по которым срок безвизового пребывания может быть продлен (повреждение судна, стихийное бедствие, тяжелая болезнь и экстренное лечение участника туристической группы).

Утвержден перечень портов, через которые допускается въезд в РФ иностранных туристов на паромах. В этот перечень вошли Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Владивосток, Выборг, Калининград, Корсаков, Новороссийск, Сочи.

(Постановление Правительства РФ от 07.05.2009 № 397 "О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС против штрафа за неверное распределение НДФЛ.

Если у компании открыты подразделения, но весь НДФЛ она вносила по месту головной организации, то это неверное распределение НДФЛ. Только в Налоговом кодексе нет ответственности за подобные действия. Значит, предприятие нельзя оштрафовать. Так указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08)

ВАС увеличил предельный размер доходов при УСН.

Президиум ВАС вопреки позиции Минэкономразвития разрешил плательщикам единого налоги при УСН ежегодно индексировать сумму предельного дохода, при котором компании вправе применять УСН на дефляторы за все предшествующие годы с момента установления суммы лимита. Напоминаем, что Минэкономразвития определяет размер индексации, используя дефлятор лишь за последний год, поэтому сумма предельного дохода растет медленнее.

(По материалам Отдела новостей ИА "Клерк.Ру")

Характер покупателей не влияет на факт признания розничной сущности сделки.

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 27 апреля 2009 г. по делу N А32-6947/2008-46/83 указал, что признаком, позволяющим отличить розничную куплю-продажу от поставки, является конечная цель использования товара, независимо от формы расчетов (наличной или безналичной) и категории покупателей (физических или юридических лиц).

Здесь ФАС пояснил, что розничный товарооборот - это объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.

Кроме того, в состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров, при этом такая продажа может производиться как по безналичному, так и по наличному расчету.

Оптовый товарооборот же - объем продажи товаров производителями и торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 27.04.2009 по делу N А32-6947/2008-46/83)

Неверное указание в счете-фактуре ставки НДС служит основанием для отказа в вычете.

ФАС Московского округа в постановлении от 17 апреля 2009 г. N КА-А40/3033-09 пояснил, что счета-фактуры, выставленные с указанием неправильной ставки НДС, не могут служить основанием для принятия к вычету заявленных сумм налога.

ФАС указал, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров и имущественных прав.

В счете-фактуре в составе прочих реквизитов должны быть указаны: налоговая ставка и сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Отсюда, заключил ФАС, следует, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

(Постановление ФАС Московского округа от 17.04.2009 N КА-А40/3033-09)

Фирма не может быть признана недобросовестной только на том основании, что систематически заявляет НДС к вычету.

Систематическое заявление налога на добавленную стоимость к возмещению по экспортным операциям является естественным для организации, основным видом деятельности которой является поставка товаров на экспорт. Не является признаком "недобросовестности" налогоплательщика уменьшение на законных основаниях суммы подлежащих уплате налогов, выбор наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности и оптимального вида платежа ("налоговая оптимизация").

(Постановление ФАС Центрального округа от 10.02.2009 по делу № А35-327/08-С21)

Сдали площади в аренду – платите меньше ЕНВД.

Поскольку, в силу ст. 346.27, 346.29 НК РФ, объектом налогообложения ЕНВД является площадь торговых залов, и при передаче в аренду ее части происходит уменьшение физического показателя налоговой базы, налогоплательщик правомерно исключал переданную в аренду площадь торговых залов из расчета налоговой базы.

(Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09)

По выпискам из банка нельзя судить о размере выручки.

Выписка банка по операциям расчетного счета налогоплательщика не может являться доказательством размера полученной выручки, а свидетельствует лишь о поступлении денежных средств на расчетный счет. В случае, если налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие понесенные расходы, налоговый орган должен определять сумму налога расчетным путем, исходя из данных по аналогичным налогоплательщикам.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2009 № А33-5152/08-Ф02-6773/08)

Срок подачи заявления о переходе на УСН для вновь зарегистрированного предпринимателя не является пресекательным.

Предприниматель подал заявление о переходе на УСН по истечении пяти дней с момента постановки на учет в налоговом органе, однако это не может служить основанием для отказа заявителю в выборе специального режима налогообложения. Применение УСН носит уведомительный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним. Главой 26.2 НК РФ налоговым органам не предоставлено права запрещать или разрешать налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, срок подачи заявления о переходе на УСН для вновь зарегистрированного предпринимателя не является пресекательным.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.11.2008 № Ф03-5263/2008)

Срок для представления уточненной декларации не установлен.

ФАС Московского округа в Постановлении от 17 апреля 2009 г. N КА-А41/2845-09 пояснил, что поскольку законом не предусмотрены порядок и сроки подачи деклараций при превышении суммы выручки установленного лимита, оснований для привлечения лица, не представившего помесячные декларации, к ответственности не имеется.

Здесь ФАС напомнил, что в соответствии со статьей 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета взыскивается штраф.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Между тем, срок для представления уточненной налоговой декларации налоговым законодательством не установлен, заключил ФАС.

(Постановление ФАС Московского округа от 17.04.2009 N КА-А41/2845-09)

Если в компании есть свой бухгалтер, учесть затраты на сторонние бухгалтерские услуги все равно можно.

Затраты на бухгалтерские услуги можно учесть в расходах независимо от того, есть в компании свой бухгалтер или нет. Так рассудили в ФАС Московского округа напомнили в постановлении от 13.04.2009 № КА-А40/2899-09. Судей убедили аргументы налогоплательщика: обязанности штатного сотрудника и привлеченных исполнителей были разделены.

(Постановление ФАС Московского округа от 13.04.2009 № КА-А40/2899-09)

Если вексель используется исключительно как средство платежа, реализации ценной бумаги не происходит.

Если вексель используется исключительно как средство платежа (для осуществления расчетов с контрагентами), то выбытие векселя в этом случае не является реализацией ценной бумаги и передачу векселя третьего лица в счет оплаты товаров (работ, услуг) нельзя рассматривать как осуществление не облагаемой НДС операции, требующей ведения раздельного учета затрат. В этом случае оплата и вычет "входного" НДС производится по правилам общеустановленного порядка налогообложения.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 15.09.2008 № А57-20272/07)


Вернуться в начало


Прочее

Разъяснен порядок учета в расходах организации амортизационной премии в отношении имущества, приобретенного по договору лизинга.

На основании абзаца 2 пункта 9 статьи 258 НК РФ организации вправе до 10 процентов первоначальной стоимости основного средства (до 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) (т.е. амортизационную премию) списать единовременно в расходах текущего отчетного (налогового) периода при исчислении налога на прибыль организаций. ФНС РФ пояснила, что амортизационная премия применяется тем налогоплательщиком (лизингодателем или лизингополучателем), у которого в соответствии с условиями договора лизинговое имущество учитывается на балансе. При этом указано, что в том случае, если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, то лизинговые платежи в части, превышающей выкупную стоимость имущества, к затратам на приобретение основных средств не относятся, в связи с чем оснований для применения лизингополучателем амортизационной премии не имеется.

(Письмо ФНС России о 08.04.2009 № ШС-22-3/267)

ФНС РФ разъяснила порядок налогообложения дохода организации-акционера, полученного в связи с распределением имущества ликвидируемого акционерного общества.

В соответствии с разъяснением ФНС РФ доход организации-акционера, полученный в связи с распределением имущества ликвидируемой организации, в части, превышающей взнос этого акционера в уставный капитал организации, по мнению ФНС РФ, подлежит налогообложению налогом на прибыль по общеустановленной ставке (в общем случае 24 процента, после 01.01.2009 - 20 процентов).

(Письмо ФНС России о 13.04.2009 № 3-2-06/39)

Минфин разъяснил вопросы возмещения сумм НДС.

Письмо от 25.03.09 № 03-07-11/81 посвящено порядку проведения налоговой проверки в целях принятия решения о возмещении сумм налога на добавленную стоимость (НДС), а также о сокращении сроков возмещения сумм НДС.

Так, Минфин напомнил, что по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 176 НК РФ).

По результатам налоговой проверки одной декларации налоговые органы вправе выносить два решения: одно - в отношении сумм, правомерность принятия которых к вычету документально подтверждена, второе - в отношении сумм, по которым необходимо представление дополнительных обосновывающих материалов.

(Письмо Минфина России от 25.03.09 № 03-07-11/81)

Облагаются ли налогом на прибыль доходы "иностранца" от продажи авиабилетов российской организации.

Минфин разъяснил вопрос налогообложения доходов иностранной компании, оказывающей посреднические услуги в интересах российской организации.

Как разъяснено письмом Минфина от 27.04.09 № 03-08-05 в данном случае деятельность иностранной компании, осуществляющей данные услуги, не приводит к образованию постоянного представительства. Доходы, полученные иностранной организацией от продажи авиабилетов российской компании, не облагаются налогом у источника выплаты.

(Письмо Минфина России от 27.04.09 № 03-08-05)

Минфин разъяснил вопрос учета расходов в виде процентов.

Для того чтобы делать выводы, необходимо сравнивать весь выпуск облигаций, разъяснили финансисты.

Письмом от 28.04.09 № 03-03-06/1/284 Минфин разъяснил, что для определения того, являются ли долговые обязательства выданными на сопоставимых условиях, с долговыми обязательствами, выданными в том же квартале, необходимо сравнивать весь выпуск облигаций, а не одну облигацию с одной облигацией из одного выпуска.

(Письмо Минфина России от 28.04.09 № 03-03-06/1/284)

Можно ли изменить налоговую учетную политику.

Финансисты вопрос о возможности внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли в течение налогового периода.

Письмом Минфина России от 14.04.09 № 03-03-06/1/240 разъяснено, что налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику в течение налогового периода только в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.

(Письмо Минфина России от 14.04.09 № 03-03-06/1/240)

О праве арендатора учесть затраты на ремонт.

Учитываются ли арендатором расходы на капитальный ремонт производственной линии при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

ГУП арендует у ОАО здания, сооружения, оборудование, автотранспорт и т. д. В состав арендованного оборудования, входит производственная линия. Дополнительным соглашением к договору аренды установлено, что арендатор обязуется производить за свой счет текущий и капитальный ремонт оборудования. И, как разъяснил Минфин России письмом от 24.04.09 № 03-03-06/1/277, затраты по ремонту арендуемого оборудования арендатор вправе включить в расходы на ремонт основных средств.

(Письмо Минфина России от 24.04.09 № 03-03-06/1/277)

Минфин – за оригиналы счетов-фактур.

Нет оснований для принятия НДС к вычету по счетам-фактурам, составленным с нарушением установленного порядка.

Использование счетов-фактур, подписанных факсимильной подписью, законодательством Российской Федерации не предусмотрено, напоминает Минфин России в письме от 28.04.09 № 03-07-09/24.

Поэтому счета-фактуры, составленные с использованием факсимильной подписи, являются составленными с нарушением установленного порядка и не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.

(Письмо Минфина России от 28.04.09 № 03-07-09/24)

Облагаются ли НДС штрафы за простой.

Минфин России высказался относительно включения в налоговую базу по НДС сумм штрафных санкций, полученных налогоплательщиками, оказывающими услуги по перевозке грузов, за сверхнормативный простой судов.

Как разъяснено письмом от 28.04.09 № 03-07-11/120, суммы штрафных санкций, полученные налогоплательщиками, оказывающими услуги по перевозке грузов, за сверхнормативный простой судов, следует относить к суммам, связанным с оплатой данных услуг. Следовательно, они включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (НДС).

(Письмо Минфина России от 28.04.09 № 03-07-11/120)

Если доплата к больничному не предусмотрена трудовым соглашением.

Как разъяснил Минфин России письмом от 28.04.09 № 03-03-06/4/34, поскольку доплата отдельным сотрудникам до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности не предусмотрена трудовыми договорами, то суммы данной доплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций и не являются объектом обложения единым социальным налогом на основании пункта 1 статьи 236 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 28.04.09 № 03-03-06/4/34)

Взносы за счет целевого финансирования ЕСН облагаются.

Минфин разъяснил вопросу уплаты единого социального налога (ЕСН) с сумм выплат и вознаграждений, выплачиваемых за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений.

Как следует из письма от 24.04.09 № 03-04-06-02/32, суммы, которые выплачиваются работникам из средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, не учитываемых в расходах по налогу на прибыль, облагаются ЕСН в общеустановленном порядке.

(Письмо Минфина России от 28.04.09 № 03-04-06-02/32)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.